МААМ-картинки

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников

Наталья Бусыгина
Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников

“Чтобы обучить другого,

требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому”.

М. Монтень

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача логопедов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи.

Публикация «Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников» размещена в разделах

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач, не только вербальный вид памяти, но и зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста, использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

По результатам диагностики уровня сформированности речи у детей я отметила следующие недостатки:

-несформированность произносительных умений и навыков;

-связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

-состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

-уровень информативности высказывания очень низкий.

- затрудняются выучить стихотворение наизусть и самостоятельно пересказать текст.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Исходя из этого, я считаю, что актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, я учу детей видеть главное, систематизировать полученные знания, формирую конструктивный праксис и зрительный гнозис.

Целью моей работы является :

Научить ребенка зрительно представить себе абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) и сформировать умение работать с ними.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

коррекция звукопроизношения;

• формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

• формирование лексико-грамматических категорий;

• формирование связной речи;

• профилактика дисграфии и дислексии.

Задачи:

• Формирование произносительных умений и навыков;

• Развитие импрессивной речи;

• Обогащение активного словаря;

• Закрепление навыка словообразования;

• Формирование умения использовать в речи различные конструкции предложений;

• Развитие связной речи.

Модель должна быть доступна для восприятия ребенка, поэтому свою работу я выстраиваю в три этапа:

• Усвоение и анализ сенсорного материала;

• Перевод его на знаково-символический язык;

Работа с моделью.

Содержание моей работы выстраивается с учётом последующего усложнения – от простого к сложному. Одним из важнейших условий повышения эффективности использования метода наглядного моделирования, по-моему, мнению, является разнообразие методов, используемых в работе.

Для реализации своей работы я использую различные игры и пособия (полубуковки, изографы, ребусы, построение фигур при помощи букв, пиктограммы, активно применяю инновационные компьютерные технологии (презентации по лексическим темам, компьютерные развивающие игры). Опорная картинка дает толчок к составлению предложения, учит находить смысловые связи. Модельки я размещаю последовательно, перед глазами детей появляется наглядный план пересказа. Чтобы повысить эффективность занятия с использованием приемов моделирования, привлекаю детей к разработке моделей для составления описательных рассказов. Создание и моделирование рассказов – увлекательное занятие не только для детей, но и для меня. Например, для описания диких животных, совместно были созданы следующие модели : разноцветные квадраты обозначали цвет животного, большой и маленький кружок – размер, ветка ели обозначала, что животное колючее, стрелка – быстрое, зубы – зубастое, кусочек меха – пушистое и т. д.

На занятиях дети самостоятельно осуществляют выбор моделей для описания животного и на альбомном листе моделируют план описания дикого животного. Такие же схемы я разработала для рассказов об игрушках, посуде, временах года, одежде, обуви, птицах.

Все занятия проходили в интересной, игровой форме. Так, при знакомстве ребят с овощами, я построила занятие в форме игры – сказки, дети были очень довольны, они с радостью вытягивали репку из земли, при этом они учились согласовывать существительные с прилагательными, подбирать глаголы, согласовывать существительные с числительными, упражнялись в образовании однокоренных слов, в употреблении простых сложносочиненных и сложноподчиненных предложений и т. д.

Широко применяю модели артикуляции звуков, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения, поэтому хорошо узнаваемы. Звуковой анализ и синтез слов – это один из этапов коррекционно-образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие трудности. Для обозначения звуков я использую (общепринятые) три цвета: красный – для гласных звуков, синий – для твердых согласных, зеленый – для мягких согласных. Сначала ведется работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходим к согласным звукам. Все звуки у нас живут в замках, красном, синем, зеленом. Но сначала я использую картинные символы, а затем цветовые.

На этапе автоматизации звуков также использую наглядное моделирование. Автоматизирую звуки с использованием мнемотехники. Прием символизации - это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках, стихах.

В работе по развитию речевого дыхания я использую следующие упражнения: «Бабочка», «Хорошая погода», «Берлога», «Колобок» и другие. Их цель: развивать силу и длительность выдоха. Они обеспечивают фонацию голоса, сохраняют плавность и музыкальность речи.

В своей работе я использую «Формы и методы взаимодействия с логопеда с семьей". Разработала механизм сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи. Многие родители осознают недостатки развития речи своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по логопедии. Таким образом, родительские собрания, просмотр занятий, мастер классы (совместное изготовление моделей, консультации, изготовление стендов, папок передвижек, размещение информации на сайте учреждения, позволяют привлечь родителей к совместным усилиям по коррекции нарушений речи у детей в течение всего пребывания в логопедической группе. В целях повышения профессиональной компетентности по коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи, педагогам был предложен обобщенный мною опыт работы в форме презентации по теме «Использование метода наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с общим недоразвитием речи»

Использование метода наглядного моделирования у детей с нарушениями речи дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей и успешного обучения наших выпускников в школе. Преемственность со школой осуществляю через: посещение уроков в школе, совместных тематические совещания, проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей начальных классов и отслеживание успеваемости моих выпускников.

Следовательно, можно сделать вывод: что анализируя новый материал и графически его, изображая, ребенок (под руководством взрослого, учится самостоятельности и усидчивости, зрительно воспринимая план своих действий. У него появляется чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда. Развивается речь, а так же такие психические процессы как: память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результатах всей коррекционной работы, подготовку детей к школе и успешность дальнейшего обучения.

Публикации по теме:

Использование метода наглядного моделирования в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ учителя-логопеда МБДОУ № 43 «Теремок» п. Красногорняцкий Неговора Н. Н. «Использование метода наглядного моделирования.

Коррекционная работа по преодолению алалии у дошкольников с ОНР 1 уровня с использованием сенсорно-интегративного метода Данная разработка представляет собой практический методический материал с использованием метода сенсорно-интегративной логопедической работы,.

Формирование речевых навыков у дошкольников с использованием наглядного моделирования Одно из направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые.

Использование метода моделирования в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возрастаИспользование метода моделирования в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста Авторы: Нутикова Евгения Александровна, Суевалова Кристина Александровна Труд — это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области» Использование.

Конспект ОД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в младшей группе «Путешествие в сказку» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В младшей ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников» Консультация для педагогов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников» Речь детей дошкольного.

План-конспект НОД «Пересказ рассказа «Зелёные питомцы» с использованием метода наглядного моделирования Цель: Закрепление навыка пересказа с использованием метода наглядного моделирования, используя элементы драматизации. Задачи: 1. Развитие.

Презентация «Метод наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников» Слайд 1. Метод наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников. Слайд 2.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников
Опубликовано: 24 августа 2018 в 07:04
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бусыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД