Анастасия Ржевская
Использование метода проектов как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование метода проектов как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Публикация «Использование метода проектов как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.
Поэтому духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного духовно-нравственного развития ребёнка. Не случайно, признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, детского сада и социальных институтов, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверие.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;
• Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
• Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
• Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
• Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычиям русских людей;
• Развитие элементарных знаний о правах человека;
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
• Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
На мой взгляд значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:
• развивающая среда
• уровень общения со сверстниками
• способность к сотрудничеству
• профессионализм педагога
• потребность родителей
• опора на собственный опыт ребенка
Использование именно проектного метода в работе по воспитанию духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, а также ознакомлению детей к истории родного края позволит развить внутреннюю активность и чуткость ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам; будет способствовать развитию собственной познавательной активности, мышления, воображения, самостоятельности и активности. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретут способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – разовьют у ребенка уверенность в своих силах и стремление к новому поиску знаний. Коллективные переживания сблизят детей друг с другом и с взрослыми, способствуя улучшению микроклимата в группе и развитию коммуникативных навыков.
Литература.
1. Соколова, З. А. Краеведческий проект как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст]. // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 4. - С. 81-85
2. Фатеева, И. А., Канатникова Т. Н. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании [Текст]. // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 376-378.
3. Никитина В. К. Проектная деятельность в дошкольном образовании [Текст].// Проблемы педагогики. - № 5 (6).- 2015.- С. 12-16