Любовь Филина
Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников"
Основные принципы дошкольного образования (ФГОС ДО, п. 1.4) :
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива (от лат. initium — начало) — почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности (википедия)
Публикация «Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников» размещена в разделах
- активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу,
Игра, продуктивная деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность (наблюдения, экспериментирование, проектная деятельность, коллекционирование и т. д.) и другие виды деятельности.
Годовая задача 2016-2017 учебный год:
Продолжить работу педагогического коллектива по познавательному развитию дошкольников в условиях индивидуализации образовательного пространства ДОУ и совершенствование содержания образовательного процесса.
Коллекционирование – это деятельность, в основе которой лежит осознанное собирание коллекции, то есть собирание чего-либо (как правило, однородных объектов, имеющего определённую ценность.
Проблема
1. В наше время, к сожалению, наблюдается спад интереса к собиранию коллекций.
2. Взрослые не побуждают детей что-либо коллекционировать, и даже не задаются вопросом, что было бы интересно собирать их ребенку.
3. Приоритетом в семье у детей является компьютер, телевидение, которые не всегда несут позитивную информацию.
Особенность коллекционирования заключается:
• в соответствии основным требованиям ФГОС ДО;
• в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей;
• в направленности на новые образовательные результаты:
- инициативность, любознательность и самостоятельность детей;
- способность к принятию и реализации собственных решений
Анализ программ
• Уже раньше в «Программе обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Васильевой стояла задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Приведены примерные тематики коллекций (открытки, марки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства и т. д.)
• В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса в разделе «Культурно-досуговая деятельность» стоит задача:
- создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдение, экспериментирование, собирание коллекций и т. д.)
- поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции, рассказывать об их содержании.
Дети дошкольного возраста не способны справиться с коллекционированием самостоятельно. Поэтому детское коллекционирование подразумевает участие в этом процессе и взрослых тоже. Главную роль в этом играют родители и педагоги.
Задача взрослых - не только увлечь ребёнка идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом.
Почему коллекционирование?
1. В детях изначально заложена страсть к собирательству, к поиску;
2. собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно- исследовательской деятельностью, расширяет свой кругозор;
3. развивается избирательность интересов;
4. ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость;
5. показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу;
6. коллекции являются составляющей частью предметно-развивающей среды;
7. коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Преобладающим мышлением детского возраста являются наглядно-действенное и наглядно-образное.
Из этого следует, что детские коллекции должны быть визуальными и поддающимися манипуляциям. Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной.
Использование коллекций в разных видах детской деятельности
Познавательная
- развитие познавательных процессов (сравнение, классификация,
систематизация);
- ФЭМП– временные представления, счетные операции;
- ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация
представлений детей по темам коллекций
Игровая (игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры)
Коммуникативная (тематические беседы, обсуждения; умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми; развитие речи)
Продуктивная (реализация детских проектов; опытно-экспериментальная деятельность,оформление выставок коллекций.)
Трудовая (оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд)
Художественно-эстетическая изготовление различных продуктов детского творчества
(рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)
Чтение научно-познавательной, художественной литературы по теме коллекции.
Этапы работы по коллекционированию
1 этап -Подготовительный
• анкетирование родителей
• накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
• встречи с интересными людьми;
• посещение музеев, выставок;
• беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей
2 этап - Основной
• побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
• чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий;
• включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
• работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции
3 этап – заключительный
• организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
• презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом;
• проведение совместных итоговых мероприятий
Родители – активные участники образовательного процесса:
- совместное посещение выставок, музеев;
- беседы с детьми по интересам;
- помощь детям в поиске познавательного материала по предметам коллекции;
- оказание помощи в создании самой коллекции,
- чтение познавательной и художественной литературы,
- проведение мастер –классов по семейной коллекции в детском саду;
- помощь в оформлении выставки собственного ребёнка или своей собственной и т. д.
Вывод
Коллекционирование – это эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы, развития познавательной активности, который может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников — более эффективным.