МААМ-картинки

Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников

Любовь Филина
Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: "Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников"

Основные принципы дошкольного образования (ФГОС ДО, п. 1.4) :

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива (от лат. initium — начало) — почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности (википедия)

Публикация «Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников» размещена в разделах

- активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;

7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу,

развивать себя как личность

Игра, продуктивная деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность (наблюдения, экспериментирование, проектная деятельность, коллекционирование и т. д.) и другие виды деятельности.

Годовая задача 2016-2017 учебный год:

Продолжить работу педагогического коллектива по познавательному развитию дошкольников в условиях индивидуализации образовательного пространства ДОУ и совершенствование содержания образовательного процесса.

Коллекционирование – это деятельность, в основе которой лежит осознанное собирание коллекции, то есть собирание чего-либо (как правило, однородных объектов, имеющего определённую ценность.

Проблема

1. В наше время, к сожалению, наблюдается спад интереса к собиранию коллекций.

2. Взрослые не побуждают детей что-либо коллекционировать, и даже не задаются вопросом, что было бы интересно собирать их ребенку.

3. Приоритетом в семье у детей является компьютер, телевидение, которые не всегда несут позитивную информацию.

Особенность коллекционирования заключается:

• в соответствии основным требованиям ФГОС ДО;

• в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей;

• в направленности на новые образовательные результаты:

- инициативность, любознательность и самостоятельность детей;

- способность к принятию и реализации собственных решений

Анализ программ

• Уже раньше в «Программе обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Васильевой стояла задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Приведены примерные тематики коллекций (открытки, марки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства и т. д.)

• В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса в разделе «Культурно-досуговая деятельность» стоит задача:

- создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдение, экспериментирование, собирание коллекций и т. д.)

- поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции, рассказывать об их содержании.

Дети дошкольного возраста не способны справиться с коллекционированием самостоятельно. Поэтому детское коллекционирование подразумевает участие в этом процессе и взрослых тоже. Главную роль в этом играют родители и педагоги.

Задача взрослых - не только увлечь ребёнка идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом.

Почему коллекционирование?

1. В детях изначально заложена страсть к собирательству, к поиску;

2. собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно- исследовательской деятельностью, расширяет свой кругозор;

3. развивается избирательность интересов;

4. ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость;

5. показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу;

6. коллекции являются составляющей частью предметно-развивающей среды;

7. коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Преобладающим мышлением детского возраста являются наглядно-действенное и наглядно-образное.

Из этого следует, что детские коллекции должны быть визуальными и поддающимися манипуляциям. Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной.

Использование коллекций в разных видах детской деятельности

Познавательная

- развитие познавательных процессов (сравнение, классификация,

систематизация);

- ФЭМП– временные представления, счетные операции;

- ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация

представлений детей по темам коллекций

Игровая (игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры)

Коммуникативная (тематические беседы, обсуждения; умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми; развитие речи)

Продуктивная (реализация детских проектов; опытно-экспериментальная деятельность,оформление выставок коллекций.)

Трудовая (оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд)

Художественно-эстетическая изготовление различных продуктов детского творчества

(рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)

Чтение научно-познавательной, художественной литературы по теме коллекции.

Этапы работы по коллекционированию

1 этап -Подготовительный

• анкетирование родителей

• накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

• встречи с интересными людьми;

• посещение музеев, выставок;

• беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей

2 этап - Основной

• побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;

• чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий;

• включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;

• работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции

3 этап – заключительный

• организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;

• презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом;

• проведение совместных итоговых мероприятий

Родители – активные участники образовательного процесса:

- совместное посещение выставок, музеев;

- беседы с детьми по интересам;

- помощь детям в поиске познавательного материала по предметам коллекции;

- оказание помощи в создании самой коллекции,

- чтение познавательной и художественной литературы,

- проведение мастер –классов по семейной коллекции в детском саду;

- помощь в оформлении выставки собственного ребёнка или своей собственной и т. д.

Вывод

Коллекционирование – это эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы, развития познавательной активности, который может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников — более эффективным.

Публикации по теме:

Коллекционирование-один из способов развития познавательных способностей дошкольниковКоллекционирование-один из способов развития познавательных способностей дошкольников Ежедневно, приходя в детский сад, каждый ребенок что-то приносит с собой в группу. Это и куклы, и машины, и книжки, и фигурки из киндер-сюрпризов,.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности докшкольников Дети - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Коллекционирование как способ разностороннего развития старших дошкольников.Коллекционирование как способ разностороннего развития старших дошкольников. Коллекционирование оказывает очень большое влияние на развитие познавательного интереса у старших дошкольников. В этом я убедилась анализируя.

Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия необходимые для развития познавательной.

МК «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы детей»МК «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы детей» Уважаемые коллеги! Приветствую Вас на мастер-классе «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы.

Особенности развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством Активность – предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические для нее закономерности.

Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности дошкольников»..

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности» План работы по самообразованию воспитателя Галиной Ирины Вячеславовны 2016 – 2017 г. г. Тема: «Экспериментирование, как средство развития.

Планирование работы по самообразованию. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Сроки выполнения Содержание и формы работы Сентябрь Подбор материала по теме: Постановка целей и задач по данной теме. «Детское экспериментирование.

Формирование познавательной активности у дошкольников Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию. Задачи мастер-класса: • передача опыта путём прямого и комментированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников
Опубликовано: 19 января 2017 в 15:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Филина (УИ 218380) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД