Анастасия Белоусова
МК «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Приветствую Вас на мастер-классе
«Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста»
Я предполагаю, что в конце МК – Вы
- познакомитесь с конкретными шагами, этапами и приемами организации коллекционирования с детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «МК „Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы детей“» размещена в разделах
Актуальность
1. На современном этапе дошкольного образования в приоритете развитие и формирование личностных качеств дошкольника. Отдавая предпочтение той или иной технологии, или форме организации детской деятельности педагог должен помнить о том, что период дошкольного детства является сензитивным для формирования творческих и интеллектуальных способностей. Поэтому необходимо создать все условия для того, чтобы дошкольник имел возможность проявить инициативу, самостоятельность, познавательную активность. А это в полной мере соответствует требованиям стандарта дошкольного образования.
2. Тема коллекционирования для меня очень важна: Коллекционирование помогает концентрировать избирательную направленность ребенка, его внимание, мысли, явления окружающего мира. Коллекционирование выступает мощным побудителем активности детей, в том числе эмоциональной, направленной на познание мира. При этом в процессе коллекционирования происходит накопление знаний, а полученную информацию необходимо систематизировать, подготовить к дальнейшему осмыслению. Предметы коллекций способны улучшить игровое, речевое, художественное творчество, активизировать имеющиеся знания, в процессе чего развивается внимание, память, наблюдательность. В дополнение активно задействуется сравнение, анализ, обобщение, комбинирование и выделение главного – а это очень важные познавательные процессы для развития дошкольника.
Перечисленные моменты определили актуальность данной темы и указывают на то, что коллекционирование может стать отличным средством для образовательной деятельности дошкольников.
Как Вы думаете, что такое коллекция? (Ответы педагогов)
Коллекция
(в переводе с латинского означает «собирание») — это систематизированное собирание каких-либо однородных предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес.
Коллекционер
- собиратель коллекции (коллекций).
На следующем слайде представлены разнообразные виды коллекций. Как вы думаете, какие предметы хранятся в таком виде коллекции как Милитария
Милитария - коллекционирование военных предметов.
Фалеристика – что за коллекция? коллекционирование орденов, медалей, значков.
Я думаю, что информация о видах коллекционирования вам пригодится, и мы рады с ней поделиться.
В работе по организации коллекционирования я опираюсь на:
• технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;
• технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
В своей педагогической деятельности основываюсь на принципах:
- личностно-ориентированного подхода;
- системности;
- доступности;
Моя педагогическая деятельность по организации коллекционирования проводится в три этапа:
1этап – адаптация приема коллекционирования заключается в:
- накоплении запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- включении коллекций в организацию совместной деятельности с детьми
2 этап – создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций предполагает:
- организацию «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования; - побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
На 3 этапе – осуществляется организация собственных выставок и коллекций детей с привлечением родителей в процесс творческой деятельности детей.
Формы работы:
В своей практике пользуюсь опытом Н. Рыжовой, Н. Коротковой по данному направлению, и применяю следующие формы работы, связанные с организацией коллекционирования в группе:
1. С целью изучения отношения родителей к коллекционированию и выявлению традиций семьи в данном направлении использую анкетирование родителей
На слайде представлен опросник для родителей:
2. С целью формирования положительного отношения родителей к детскому коллекционированию провожу консультации для родителей
(на слайде фото, темы консультаций) тема консультации Коллекционирование – это интересно.
3. В группе организую встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада) с целью поддержки у детей интереса к коллекционированию.
(фото и пояснение) на этом слайде Вы видите, как наш педагог воспитатель Ксения Александровна увлеченно рассказывает о своей коллекции Фарфоровых кукол.
4. Запланировано посещение тематических выставок в музее города с целью расширения знаний детей об окружающем мире.
5. С целью знакомства детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения организована мини-лаборатории в группе.
6. В системе используем чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов для того, чтобы каждый ребенок был знаком с разнообразными способами получения информации
7. Для поддержки и развития детских интересов провожу индивидуальные беседы с детьми по интересам.
8. Для развития творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций непосредственно организуем выставки коллекций детей в детском саду.
Нами организованы следующие коллекции: Персональная коллекция Колгановой Сони «Лошадки Пони»; Коллективная коллекция «игрушек Щенячий патруль»; Коллективная коллекция «Ракушек», Коллекция Попкович Ивана «Динозавры», Федоровой Юли «Робокар Полли и его друзья»;
Практическая часть
Что же лучше всего коллекционировать в детском саду? (ответы педагогов)
Чтобы все – таки это не был стихийный процесс, мы, как педагоги, можем спланировать детское коллекционирование. Итак, в практической части я предлагаю вам форму планирования для систематической работы по созданию коллекций.
Чтобы поработать, нам нужно разделиться на 2 группы. Каждой группе даю таблицу, где указан месяц (хотя вместо месяца можно указывать тематическую неделю, событие в этот месяц. Ваша задача вместе придумать интересные варианты тем коллекций на целый год. Можно вписывать прямо в таблицу. На работу 5 минут.
месяц (тематическая неделя) событие тема коллекции
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Итак, каждая группа представляет результаты своей работы.
Спасибо за сотрудничество.
Итак, время МК подошло к концу, подведем итоги.
Сегодня мы с вами познакомились с различными видами коллекций, обсудили этапы создания коллекций, рассмотрели формы работы с родителями и детьми, попробовали планировать коллекционирование в группе.
Наш опыт работы позволяет сделать вывод о том, что коллекционирование – это эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы, оно может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников — более эффективным.