Мария Политыко
Формирование познавательной активности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию.
Задачи мастер-класса:
• передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
• совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;
• популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;
• повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
Публикация «Формирование познавательной активности у дошкольников» размещена в разделах
• формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.
Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, приложения: “Почемучка”, “Алгоритм проведения эксперимента”, “Примерная структура эксперимента”, коллаж, схемы проведения опытов № 1, 2; емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, апельсины, буклеты с методическими рекомендациями.
Практическая значимость : Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник мастер класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности.
С. Л. Рубинштейн
Ход МАСТЕР-КЛАССА
I. Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду
Изучаем мы все … (природу).
II. Вводная часть
- Тема мастер-класса “Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность во взаимодействие педагогов и родителей”.
- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?
- На эти вопросы я постоянно искала ответы. Изучала новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Считаю, что одним из таких методов является детское экспериментирование – которое позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Исследовательская деятельность – особый вид деятельности, который рождается в ходе поисковой активности.
Формирование познавательной активности через исследовательскую деятельность наиболее эффективно формируется через взаимодействие педагогов и родителей. Если родители будут обращать на это внимание, то у ребенка развитие познавательной активности будет стремительно возрастать. А совместная деятельность детей и родителей положительно влияет на детей.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.
III. Основная часть
- Необходимо определить алгоритм проведения занятий по экспериментированию и структуру эксперимента.
Так как мастер-класс ограничен во времени, предлагаю воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма, который представлен на экране.
Примерный алгоритм проведения занятия по экспериментированию
1. Предварительная работа (наблюдения, экскурсии, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки)
2. Определение вида занятия констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
3. Постановка темы занятия
4. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные)
5. Подготовка пособий и оборудования
Пожалуйста, прочитайте и обратите внимание на последовательность этапов проведения эксперимента.
Примерная структура эксперимента
1. Проблема
2. Постановка задачи
3. Варианты решения
4. План эксперимента
5. Выбор оборудования
6. Правила безопасности
7. Эксперимент
8. Вывод
9. Связь с жизнью
10. Обобщения
Решая задачи в соответствии с федеральными государственными основными стандартами и следуя алгоритму и структуре эксперимента, формируем у детей целостное представление о мире.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Формы, методы и приемы работы с детьми достаточно разнообразны (беседы, опыты, погружение в звуки, краски и др.)
Я стараюсь привлекать родителей в образовательный процесс
Сейчас мы с вами проделаем нехитрые, но очень любопытные опыты.
Проведение экспериментов (работа с залом)
1 Опыт: Определите на слух что это за звук?
Погружение в звуки доступно всем родителям и детям, в любое время и в любом месте.
( зрители отгадывают звуки природы: шум дождя, дельфин и шум моря, лютая зима, журчание весеннего ручейка, потрескивание огня)
(для проведения опытов выходят зрители)
2 Опыт: На слайде показана последовательность проведения опыта с апельсином.
Выполните этот эксперимент (апельсин помещаем в емкость с водой)
Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
(очистить апельсин и поместить в ту же емкость)
Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему?
Что видите? Почему?
Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.
3 Опыт: «Переставить стакан (наполовину наполненный водой, не трогая его руками»
С помощью воздушного шара (опустить шар в стакан и надувать)
4 Опыт: «Как достать монету из воды, не замочив рук?»
Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
5 Опыт: «Водяной подсвечник. Плавающая свеча» (изготовление подсвечника)
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.
Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
6 Опыт: «Яйцеглотатель»
Как положить яйцо в бутылку или графин, если оно не проходит в горловину?
Сделать бумажный самолетик, поджечь и положить в графин. Сверху на горлышко положить крутое, очищенное от скорлупы яйцо: его засосет внутрь. При горении воздух в бутылке разряжается, и под давлением наружного воздуха яйцо засасывается.
На этом наша работа в лаборатории окончена, я думаю, теперь вам не составит труда проводить опыты со своими детьми.
IV. Рефлексия:
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные.
Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, и только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчивая описание своего опыта работы, хочу сказать словами известного психолога и философа, члена-корреспондента Академии наук Сергея Леонидовича Рубинштейна «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»
Закончить нашу встречу я хочу обменом мнениями с помощью воздушных шаров. На столе шары: красного цвета (было интересно, понравилось мероприятие, синего цвета (было интересно, но кое-что непонятно, жёлтого (было не интересно, многое осталось непонятным).