Татьяна Кострова
Особенности развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Активность – предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические для нее закономерности порождения, развития, динамику активности. В системе познавательных процессов активность наиболее отчетливо выступает на трех существенно различных уровнях, различающихся специфическими особенностями саморегуляции. (Штепина И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Психологические науки: теория и практика : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г. — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 125-127.)
Публикация «Особенности развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством» размещена в разделах
Понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования, формирования общих учебных умений, оптимизации познавательной деятельности учащихся, взаимоотношений детей со сверстниками и учителем; роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся. (Штепина И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Психологические науки: теория и практика : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 125-127.)
Активность ребенка все чаще побуждается его интересами и потребностями. Дошкольника интересует не только новый для него предмет сам по себе. Четырех-, шестилетние дети хотят узнать и его устройство, назначение, способ использования, происхождение. Мотивом, побуждающим дошкольника манипулировать предметами, является познавательный интерес. (Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г.). Это познавательное отношение отчетливо выступает в специфике детских вопросов, адресованных взрослым. (Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.)
Развитие познавательных интересов у дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью. После 4 – 5 лет дети любят рассуждать, спорить, сравнивать разные вещи и явления между собой. (Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г.)
Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмоциональном отношении к окружающему, в ненасытном желании узнавать неизвестное, в радости от сделанных открытий, в формирующейся любознательности.
Интерес – это познавательное отношение человека к окружающему, к какой-то его стороне, к определенной области, в которую человек хочет проникнуть глубже. (Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., Просвещение, 1971 г.)
Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в развитии личности. (Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное - Москва: Институт практической психологии, 1996. с. 199.)
В развитии ребенка чрезвычайно велика роль познавательной активности, или любознательности. Она является основой усвоения им культурного опыта человечества, важнейшим условием обучения в школе, а также будущего творчества. (Общение и познавательная активность у дошкольников. Д. Б. Годовикова https://www.voppsy.ru/issues/1984/841/841034.htm)
Познавательная активность направлена на весь внешний мир, имеющий основой ориентировочный рефлекс, развивающий на его базе познавательную потребность, и выражающийся в построении образа мира посредством ориентировочно-исследовательской, или поисковой, деятельности.
Основными структурными составляющими познавательной активности являются познавательная потребность и саморегуляция поисковой деятельности (А. М. Матюшкин). (Общение и познавательная активность у дошкольников. Д. Б. Годовикова https://www.voppsy.ru/issues/1984/841/841034.htm)
Все авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, Т. А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др., считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. (Клопотова Е. Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. - М., 2005 - №2 https://www.pedlib.ru/Books/1/0099/1_0099-3.shtml#book_page_top).
Одним из значимых факторов развития познавательной активности является выбор таких средств, которые позволяют ребенку эффективно осваивать культурно-исторический опыт. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. (Штепина И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Психологические науки: теория и практика : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 125-127.)
Изобразительная деятельность как раз и может в естественной, не искусственной, не навязчивой форме, логически связанной с задачами деятельности изображения, обогащения содержания детского творчества, обеспечить удовлетворение потребности ребенка в познании. А так как познавательная потребность не насыщаема, то постоянное расширение и обогащение представлений ребенка об окружающем его мире и их последующее отражение в изобразительной деятельности будут вызывать у детей положительные эмоции, положительное эмоциональное отношение к деятельности. В свою очередь изображение предметов и явлений в рисунках, лепке, аппликациях способствует уточнению и закреплению ранее полученных представлений и знаний и приобретению новых. Создавая изображения в разных материалах, дети познают их свойства, выразительные возможности. Ребенок в своем изобразительном творчестве отражает предметы и явления окружающей жизни, а это связано с познанием их внешних и, возможно, и внутренних свойств. Но и тогда, когда ребенок создает изображения по замыслу, придумывает не существующее в реальной жизни, этот процесс также связан с познанием, с развитием интеллекта ребенка, что в свою очередь стимулирует его познавательную активность. (Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений. – М. : Мнемозина, 1995. – с. 25-26)
Осуществление изобразительной деятельности на материале народного искусства, как считает Комарова Т. С., будет способствовать удовлетворению и такой потребности, как интеллектуальная, познавательная потребность, потребность в приобретении новых знаний о мире. Известно, что для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении. Дети знакомятся с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, спецификой его образного строя, особенностями цветового решения каждого вида. (Народное искусство в воспитании дошк. под ред Т. С. Комаровой. с. 8)
Б. М. Теплов пишет: «Художественная деятельность, в разных ее формах, затрагивает самые различные стороны психики. Поэтому каждый ребенок способен к успешному и полноценному художественному развитию, если только правильно наметить наиболее близкую ему область искусства и наиболее соответствующие индивидуальным особенностям пути подхода его к этому искусству». (Б. М. Теплов Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды. С. 254-255).
Литература:
1. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников. https://www.voppsy.ru/issues/1984/841/841034.htm
2. Клопотова Е. Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. - М., 2005 - №2 https://www.pedlib.ru/Books/1/0099/1_0099-3.shtml#book_page_top
3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений. – М. : Мнемозина, 1995. – 160 с.)
4. Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г.
5. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.)
6. Штепина И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Психологические науки: теория и практика : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г. — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 125-127.