Светлана Сигарева
Памятка для родителей «Использование художественной литературы на занятиях по ИЗО деятельности для старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование художественной литературы на занятиях по ИЗО деятельности для детей старшего дошкольного возраста".
Подготовила Педагог дополнительного образования: Сигарева С. В.
Публикация «Памятка для родителей „Использование художественной литературы на занятиях по ИЗО деятельности для старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Правильное использование на занятиях изо сказок, стихов, потешек т. д. открывает большие возможности для обогащения детских работ. Художественные образы, содержащиеся в том или ином стихотворении, должны побуждать детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого нужно использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Выразительность образа создается при помощи звучных слов, передающих характер природного образа, восторженное любование природой. В пейзажной лирике дошкольник воспринимает, прежде всего, ритм, проявляет особую чуткость к нему, «законы ритма он постигает, легче и быстрей, чем мир форм и цветов». (Тихеева Е. И)
Существенное значение в произведениях, которые используются для детского рисования, имеет олицетворение в них природы. Одушевить природу в стихотворении помогают метафоры. Например, «внучата елочки водят хоровод» (И. Токмакова «Ели»). Это явление близко детям. Они понимают истинный смысл строк. Известно, что динамичные образы природы изобразить легче, поэтому подбирать следует произведения, в которых образы природы показаны в действии, в развитии. Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристики образов. Различные краски становятся более понятными детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведении с помощью эпитетов – прилагательных, прямо или косвенно указывающих на цвет предмета. А. Толстой «Осень». Описываются листья «пожелтелые», кисти «ярко-красные», т. е непосредственно диктуется, какую краску нужно взять для изображения того или иного объекта.
Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Например, ребятам понятно, что «темный лес» нужно изображать насыщенной краской, а «прозрачные леса» требуют изображения более светлыми тонами. Художественные средства помогают также передать определенный колорит пейзажа. И. Суриков «Первый снег». Зимний колорит создается в стихотворении описанием действия. «Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю падает, ложится.»; метафорой – «лес, что шапкой принакрылся, принакрылся чудной.» В произведении А. С. Пушкина «Идет волшебница – зима» передать колорит помогают глаголы, «пришла», «рассыпалась», «повисла», «легла». Стихотворения о природе помогают ребенку правильно представить себе ту или иную ситуацию, разместить изображение на листе бумаги. Определенные слова указывают часто на место происходящего действия. Эпитеты- существительные усиливают эмоциональное восприятие образа, подчеркивают его необычность.
Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика.