Приложение МААМ

Использование разнообразных форм и методов ознакомления с художественной литературой для развития речи старших дошкольников

Галина Дмитриева
Использование разнообразных форм и методов ознакомления с художественной литературой для развития речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование детской речи невозможно без художественной литературы.

Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Детский поэт Ирина Токмакова называет детскую литературу «первоосновой воспитания». Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Публикация «Использование разнообразных форм и методов ознакомления с художественной литературой для развития речи старших дошкольников» размещена в разделах

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться,переживать, как свои,радости и

горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно

действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например,вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения удовлетворения при победе справедливости.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант читателя".

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программе детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом :

Развитие интереса к художественной литературе, совершенствовать навык слушания литературных произведений.

Формировать умение высказывать свое отношение к прочитанному, поступкам героев.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, инсценировок.

Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания и соотнесение их с текстом.

Совершенствовать умение понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них с небольшой помощью взрослого.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и небольших текстов по данному педагогом плану или коллективно составленному плану

Развивать творческие способности у детей.

Методы работы по приобщению детей к чтению книг.

Словесные:

- Чтение художественных произведений;

- Беседы по прочитанному;

- Вопросы к детям по содержанию произведений;

- Заучивание наизусть;

- Пересказ произведений;

- Выразительное чтение.

Практические:

- игры-драматизации;

- Дидактические игры;

- Элементы инсценирования;

- Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);

Театрализованная деятельность.

Наглядные:

- Показ иллюстраций, картинок, игрушек;

- Просмотр видеороликов, фильмов;

- Оформление выставок;

- Моделирование, схемы -мнемотаблицы;

- Использование разных видов театра.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову. Для работы по развитию речи при ознакомлении с художественной литературой используются разнообразные методы и приемы.

Самый распространенный из них – чтение художественной литературы, т. е. дословная передача текста. Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей. В своей группе мы учим детей при чтении литературных произведений замечать выразительные средства речи. Дети старшего возраста уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Знакомя детей с жанром рассказа, мы раскрываем перед ним общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращаем их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Дети также должны понимать и оценивать поступки героев. Поэтому следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи и т. д.

После чтения сказки или рассказа мы обязательно беседуем и пересказываем услышанное. При чтении художественной литературы обязательно используем наглядные приемы обучения (показ предмета, игрушки, иллюстрации)

Другой метод – это рассказывание, т. е. более свободная передача текста. Таким способом знакомим детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами. Для лучшего понимания произведения мы проводим инсценировки по прочитанным произведениям. В самостоятельной деятельности дети разыгрывают сюжеты знакомых сказок в кукольном, настольном театре. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Кроме игр-драматизаций, дети организовывают игры на сюжеты художественных произведений. Такие игры воспитывают положительные черты личности, формируют фантазию, влияют на словарь и выразительность речи ребенка.

Метод заучивания наизусть применяю к небольшим стихотворениям. Детям очень нравится заучивание стихотворений по мнемотаблице, а так же рассказывание сказок. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждую строчку придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Так же по заданию логопеда разучиваем с детьми скороговорки, чистоговорки, считалки, потешкии др.

Интересным оказалось участие детей в конкурсе цтецов.

Огромную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Книжный уголок - это специально организованное и соответствующим образом оформленное место в группе. В уголке ребенок может самостоятельно выбрать книгу, которая вызывает у него интерес и спокойно ее полистать. В книжном уголке ребенок находится с книгой один на один, это своего рода таинство, он может пригласить своего друга для рассматривания иллюстраций, припомнить содержание выбранной книги, пересказать его (содержание) другу, а затем и другим детям группы. В книжном уголке происходит тесный контакт ребенка с любимыми книгами. Самостоятельная деятельность детей в уголках книг способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. Дети любят инсценировать хорошо известные им произведения (сказки, рассказы, стихи, в которых большое место занимает диалог.

В уголке книги находятся сказки, стихи и рассказы о животных, о природе, о Родине. Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе. Так же в уголке книги имеются портреты писателей: К. И Чуковского, А. С. Пушкина, А. Л. Барто, С. Я. Маршака, Михалкова и др., портреты художников - иллюстраторов (Рачев, Чарушин). Еще одна форма – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.

Дидактические игры – это хороший способ для закрепления знаний детей при ознакомлении с художественной литературы. Они являются практическим методом в работе с книгой, способствуют развитию речи. Подобраны дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас детей «Найди слово», «Забавные истории, «Истории в картинках», «Узнай сказку», «Расскажи сказку» «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ»; совершенствующие звуковую культуру «Так ли это звучит», «Цепочка слов», «Читаем сами». Создала картотеку пословиц, скороговорок, чистоговорок, загадок. В частности, дети очень любят собирать пазлы по уже знакомым произведениям. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи. Дети очень любят по мотивам прочитанных произведений создавать выставки своих рисунков и поделок. Это способствует лучшему запоминанию прослушенного содержания. Для закрепления прочитанных произведений детям давали задание нарисовать, слепить, конструировать по мотивам сказок, рассказов, а затем организовывали выставку работ, с детьми оформили альбомы «Животные в сказках», «Под грибом», «Муха – Цокотуха" (с рисунками детей, .

Следующая форма работы – создание детьми книг – самоделок. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Такие книги дети придумывают сами, но есть и такие, которые составлены по произведениям детских писателей. Это совершенствует умение детей отражать результаты восприятия литературных текстов.

Что бы привить детям бережное отношение к книгам, в группе у нас работает «Книжкина больница», в которой дети «лечат» книги, там дети не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают в этом малышам.

Еще одной из форм приобщение детей к художественной литературе это посещение детской библиотеки.

Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Выразительное чтение помогает донести интерпретацию художественного произведения воспитателем, что может усилить или уменьшить влияние этого произведения на детей.

С детьми провела такие занятия «Как книга к детям пришла» и «Из прошлого книги». Дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Полезно посещать театр с детьми. Ребята очень эмоционально реагируют на театральные постановки по мотивам уже прочитанных литературных произведений. Благодаря использованию разнообразных методов и приемов при ознакомлении детей с художественной литературой происходит повышение интереса ребенка к книге.

Просмотр мультфильмов по произведениям художественной литературы (сказки, рассказы, можно использовать, как одну из форм работы, но только в том случае, если это произведение было прочитано или рассказано взрослым, то есть оно уже ребёнку знакомо.

Назову отличия мультфильмов от чтения сказок и рассказов:

1. Только в устной речи ребёнок может услышать звук, выделив его в словах. Что очень важно для фонематического слуха, усвоения правильного звукопроизношения. При прослушивании, аудиозаписей и мультфильмов, ребёнок этого сделать не может. Речь говорящего человека воспринимается чётче, чем на аудиозаписи или видеозаписи. У ребёнка 5-7 лет фонематических слух не совершенен, он находится на стадии формирования.

2. В мультфильмах быстрая смена картинок, что затрудняет их восприятие, а, следовательно, соотнесения о том о чём говорят в мультфильме с тем, что происходит – (понимание сюжетной линии) ограничено.

В результате общения и анкетирования родителей, выяснилось, что они крайне редко читают детям, совсем не бывают с детьми в городской библиотеке.

Таким образом, значительную часть образовательной работы организовывала одновременно с детьми и родителями. А возникающие проблемы, поставленные задачи решались сообща, чтобы достичь эффективных результатов

Формы работы с родителями.

1. Анкетирование родителей на тему: «Проблемы приобщения детей к книге».

2. Консультации для родителей: «Книга в жизни ребенка»; «Что и как читать ребенку дома?» «Если ребенок не хочет и не любит читать»; «Почему детям необходимо читать книги»; «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»; «Воспитание будущего читателя».

3. Участие родителей в пополнении и обновлении книжного уголка – библиотеки в группе.

4. Оформление выставки рисунков детей совместно с родителями «Мои любимые сказочные герои».

5. Участие родителей в подготовке детей к праздникам, развлечениям, конкурсу чтецов, родители учили с детьми любимые стихотворения, а дети читали свои любимые стихи. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе, вызвало интерес к поэзии.

6. Помощь родителей в организации праздников, театральных постановок, выставок книг.

- рисунки детей совместно с родителями ;

- оснащение библиотеки новыми книгами ;

-заучивание стихов к праздникам.

7. Рекомендации «Чтение художественной литературы в соответствии с возрастом», «Как учить стихи с детьми», «Развитие речи детей средствами художественной литературы».

Все эти методы позволяют развить речь детей, повышают учебную мотивацию и, главное, воспитывает грамотного читателя.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дала ощутимые результаты: пополнился литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками. Дети научились испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. Совершенствовала художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях. Дети знают и выполняют правила обращения с книгами. Я надеюсь, что этот интерес будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Воспитатель: Дмитриева Галина Николаевна I квалификационная категория МБДОУ д/с №6 «Антошка» г. Павлово

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование разнообразных нетрадиционных форм работы с родителями в детском саду В 2017 году набрав, группу малышей я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Проблема взаимодействия всегда.

Презентация «Деловая игра «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой» Цель: Закрепить знания педагогов по данной теме. Продолжать формировать умения критически относиться к методическим пособиям и творчески.

Характеристика средств и методов ознакомления дошкольников с книжной культурой и детской литературой Знакомство дошкольников с книжной культурой и детской литературой, формирование интереса к чтению - актуальные задачи дошкольного образования.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой «Путешествие в страну слов» для старших дошкольников Тема: Путешествие в страну слов Цель: Воспитание доброжелательных отношений. Содержательные компоненты образовательных областей: «Социально.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Опыт работы «Использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй в детском саду» Опыт работы на тему: «Использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй в детском саду» Подготовила: воспитатель I категории МБДОУ.

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Проблема речевого развития детей дошкольного возраста.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «РОСИНКА» Педагогический совет.

Проект «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников»Проект «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников» Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников. 1. Тип проекта По доминирующей в проекте деятельности:.

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование разнообразных форм и методов ознакомления с художественной литературой для развития речи старших дошкольников
Опубликовано: 21 января 2019 в 21:43
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование разнообразных форм и методов ознакомления с художественной литературой для развития речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Галина Дмитриева (УИ 332919) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД