Светлана Старкова
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из образовательных областей в воспитании детей в дошкольных учреждениях – это развитие речи. Ребенок с самого рождения, приспосабливаясь к этому миру, взаимодействия с ним, учится себя выражать. Сначала он это делает с помощью естественных звуков, жестов, мимики. А со временем - с помощью слов и выражений. И чем лучше ребенок это делает, тем лучше выстраивается общение в обществе, нарабатываются коммуникативные качества.
Публикация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы». Вот какие задачи стоят перед педагогами: «Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развития звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средство общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой».
На музыкальных занятиях, а также в подготовке к детским мероприятиям, я, как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание познавательно-речевому развитию детей. В разных разделах занятия происходит работа над речью. Например, при музыкальном приветствии с детьми в начале занятия, во время разучивания распевок и песен, вовремя вокальных импровизаций и, конечно же, любимая детьми – пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика играет важную роль в общем развитии ребенка. Она превосходно поднимает настроение и развивает память, речь, интонационную выразительность. Коротенькие забавные стишки, прибаутки укрепляют мелкие мышцы кисти руки, а также мышц лица, гортани и голосовых связок. При проговаривания потешек разными голосами у детей развивается звуковысотный слух и голос. Расширяются представления об окружающем мире. Что тоже полезно для самовыражения и в общении с другими людьми. Дети на занятиях придумывают свои коротенькие истории. Это развивают импровизацию и эмоциональную выразительность. Появляется интерес к театрализации, которая тоже основана на речевом развитии.
Приведу примеры пальчиковой гимнастики из программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», которые я использую на музыкальных занятиях для разных возрастных групп.
***
2-ая младшая группа
Задачи:
1. Тренировка и укрепление мелких мышц руки
2. Развитие чувства ритма
3. Формирование понятия звуковысотного слуха и голоса
4. Развитие памяти и интонационной выразительности
Часть репертуар:
«Бабушка очки надела»
«Мы платочки постираем»
«Кот мурлыка»
«Семья»
«Коза»
Пальчиковая игра «Бабушка»:
Бабушка очки надела
Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно
И внучаток разглядела.
В «колёсико» приложить к глазам и посмотреть в «очки».
***
Средняя группа
Задачи:
1. Укрепление мелких мышц руки
2. Развитие чувства ритма
3. Формирование понятия звуковысотного слуха и голоса
4. Развитие памяти и интонационной выразительности
5. Развитие артикуляционного аппарата
Часть репертуар:
«Побежали вдоль реки»
«Раз, два, три, четыре, пять»
«Овечка»
«Замок»
«Пекарь»
Пальчиковая игра "Побежали вдоль реки":
Побежали вдоль реки
движение указательного и среднего пальцев
Дети наперегонки
обеих рук по бедру и коленям (пальцы бегут)
***
Старшая группа
Задачи:
1. Развитие чувства ритма
2. Формирование понятия звуковысотности
3. Развитие внимания, памяти и интонационной выразительности
4. Развитие речи, артикуляционного аппарата
Часть репертуара:
«Дружба»
«Мы делили апельсин»
«Птички прилетели»
«Вышла кошечка»
«Коза и козленок»
Пальчиковая игра «Дружба»:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять.
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
***
Подготовительная группа
Задачи:
1. Развитие и укрепление мелкой моторики
2. Развитие чувства ритма
3. Развитие звуковысотного слуха и голоса
4. Развитие речи, памяти, творческого воображения и интонационной выразительности
5. Формирование умения узнавать знакомые стихи и потешки по показу без сопровождения текста; без показа на произношение текста только гласными звуками, слогами в разном сочетании.
Часть из репертуара:
«Мама»
«В гости»
«Мостик»
«Утро настало»
«Паук»
Пальчиковая игра "Мама":
Ладони сомкнуты, пальцы вытянуты и прижаты друг к другу.
- Мама, мама! Постучать мизинцами четыре раза друг о друга
- Что, что, что? Постучать указательными пальцами три раза
- Гости едут! Постучать мизинцами
- Ну и что? Постучать указательными пальцами
- Здрасьте, здрасьте! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева. Указательные и мизинцы вытянуты
-Чмок,чмок,чмок! Средний и безымянный пальцы постукивают по (Гости целуются) тем же пальцам другой руки. Указательные и мизинцы вытянуты
Последние слова и движения (Здрасьте, здрасьте! Чмок,чмок,чмок) повторяются дважды.
Пальчиковые игры на музыкальных занятиях и в обычной жизни помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения. Они увлекательны и интересны. Дети эмоционально реагируют на короткие, но емкие сюжеты внутри гимнастики. Выполняя движения вместе со взрослыми устанавливается теплый контакт между педагогом, родителями и детьми, что создает благоприятную атмосферу для дальнейшего развития. Пальчиковые игры помогают реализации разных воспитательных и образовательных задач, включая развитие речи.
Введите в постоянный распорядок дня пальчиковую гимнастику во время взаимодействия с детьми. Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.
Желаю Вам и Вашим детям процветания!