Лучший педагог года

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Светлана Старкова
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из образовательных областей в воспитании детей в дошкольных учреждениях – это развитие речи. Ребенок с самого рождения, приспосабливаясь к этому миру, взаимодействия с ним, учится себя выражать. Сначала он это делает с помощью естественных звуков, жестов, мимики. А со временем - с помощью слов и выражений. И чем лучше ребенок это делает, тем лучше выстраивается общение в обществе, нарабатываются коммуникативные качества.

Публикация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы». Вот какие задачи стоят перед педагогами: «Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развития звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средство общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой».

На музыкальных занятиях, а также в подготовке к детским мероприятиям, я, как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание познавательно-речевому развитию детей. В разных разделах занятия происходит работа над речью. Например, при музыкальном приветствии с детьми в начале занятия, во время разучивания распевок и песен, вовремя вокальных импровизаций и, конечно же, любимая детьми – пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика играет важную роль в общем развитии ребенка. Она превосходно поднимает настроение и развивает память, речь, интонационную выразительность. Коротенькие забавные стишки, прибаутки укрепляют мелкие мышцы кисти руки, а также мышц лица, гортани и голосовых связок. При проговаривания потешек разными голосами у детей развивается звуковысотный слух и голос. Расширяются представления об окружающем мире. Что тоже полезно для самовыражения и в общении с другими людьми. Дети на занятиях придумывают свои коротенькие истории. Это развивают импровизацию и эмоциональную выразительность. Появляется интерес к театрализации, которая тоже основана на речевом развитии.

Приведу примеры пальчиковой гимнастики из программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», которые я использую на музыкальных занятиях для разных возрастных групп.

***

2-ая младшая группа

Задачи:

1. Тренировка и укрепление мелких мышц руки

2. Развитие чувства ритма

3. Формирование понятия звуковысотного слуха и голоса

4. Развитие памяти и интонационной выразительности

Часть репертуар:

«Бабушка очки надела»

«Мы платочки постираем»

«Кот мурлыка»

«Семья»

«Коза»

Пальчиковая игра «Бабушка»:

Бабушка очки надела

Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно

И внучаток разглядела.

В «колёсико» приложить к глазам и посмотреть в «очки».

***

Средняя группа

Задачи:

1. Укрепление мелких мышц руки

2. Развитие чувства ритма

3. Формирование понятия звуковысотного слуха и голоса

4. Развитие памяти и интонационной выразительности

5. Развитие артикуляционного аппарата

Часть репертуар:

«Побежали вдоль реки»

«Раз, два, три, четыре, пять»

«Овечка»

«Замок»

«Пекарь»

Пальчиковая игра "Побежали вдоль реки":

Побежали вдоль реки

движение указательного и среднего пальцев

Дети наперегонки

обеих рук по бедру и коленям (пальцы бегут)

***

Старшая группа

Задачи:

1. Развитие чувства ритма

2. Формирование понятия звуковысотности

3. Развитие внимания, памяти и интонационной выразительности

4. Развитие речи, артикуляционного аппарата

Часть репертуара:

«Дружба»

«Мы делили апельсин»

«Птички прилетели»

«Вышла кошечка»

«Коза и козленок»

Пальчиковая игра «Дружба»:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

***

Подготовительная группа

Задачи:

1. Развитие и укрепление мелкой моторики

2. Развитие чувства ритма

3. Развитие звуковысотного слуха и голоса

4. Развитие речи, памяти, творческого воображения и интонационной выразительности

5. Формирование умения узнавать знакомые стихи и потешки по показу без сопровождения текста; без показа на произношение текста только гласными звуками, слогами в разном сочетании.

Часть из репертуара:

«Мама»

«В гости»

«Мостик»

«Утро настало»

«Паук»

Пальчиковая игра "Мама":

Ладони сомкнуты, пальцы вытянуты и прижаты друг к другу.

- Мама, мама! Постучать мизинцами четыре раза друг о друга

- Что, что, что? Постучать указательными пальцами три раза

- Гости едут! Постучать мизинцами

- Ну и что? Постучать указательными пальцами

- Здрасьте, здрасьте! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева. Указательные и мизинцы вытянуты

-Чмок,чмок,чмок! Средний и безымянный пальцы постукивают по (Гости целуются) тем же пальцам другой руки. Указательные и мизинцы вытянуты

Последние слова и движения (Здрасьте, здрасьте! Чмок,чмок,чмок) повторяются дважды.

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях и в обычной жизни помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения. Они увлекательны и интересны. Дети эмоционально реагируют на короткие, но емкие сюжеты внутри гимнастики. Выполняя движения вместе со взрослыми устанавливается теплый контакт между педагогом, родителями и детьми, что создает благоприятную атмосферу для дальнейшего развития. Пальчиковые игры помогают реализации разных воспитательных и образовательных задач, включая развитие речи.

Введите в постоянный распорядок дня пальчиковую гимнастику во время взаимодействия с детьми. Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.

Желаю Вам и Вашим детям процветания!

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 июля 2021 в 09:17
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Старкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД