маргарита соловьёва
Ознакомления младших дошкольников с весенними явлениями природы
▼ Скачать + Заказать документы
План:
1. Характеристика сезона «весна»
-причины смены времен года
-сроки наступления весны
-изменения в природе (неживой, растительном и животном мире)
-труд человека в природе
2. Воспитательно-образовательная работа с детьми младшего дошкольного возраста в весенний период.
3. Приложение: план воспитательно- образовательной работы с детьми
на 1 неделю.
1. Характеристика сезона «весна»
Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается.
Публикация «Ознакомления младших дошкольников с весенними явлениями природы» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Погода и природные явления
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Иногда весенние явления протекают ярко, бурно, иногда медленно, поэтому весну называют ранней, поздней, затяжной. Существуют три календарных месяца март, апрель, май.
Весна включает три календарных месяца: март, апрель, май. Весну в народе называют «благодатная», «всеоживляющая». Весна короче лета, но продолжительнее осени и зимы,она начинается 1 марта. Погода весной переменчива. .
Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду, прилетают птицы, появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики,прилетают из тёплых краёв птицы, вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки.
-причины смены времен года.
На Земле так устроено, что после зимы приходит весна, потом лето, а за летом следует осень. И каждое время года приносит нам что-то новое – интересное и приятное. Весной все пробуждается после зимней спячки. Звонко журчат ручьи талого снега, весело щебечут птицы, а на прогретых пригорках появляются первые весенние цветы – подснежники. Лето приходит к нам с жарой, с яркими цветами и вкусными ягодами. Осенью зелень листвы сменяется яркими красками – золотыми, багряными, и мы любуемся этой красотой. Зима радует пушистым снегом, катанием на коньках, лыжах или санках и самым любимым новогодним праздником. Почему времена года сменяют друг друга?
Наша Земля вращается вокруг Солнца. Солнце – очень горячая и яркая звезда, которая греет Землю. Земля движется в космическом пространстве по своей орбите. Но земная орбита не круглая, а вытянутая. Потому планета, на которой мы живем, то приближается к Солнцу, то удаляется от него. Земля вращается вокруг своей оси (это такая воображаемая линия, которая проходит от одного полюса до другого, и день на нашей планете сменяется ночью. Земная ось немного наклонена, потому Солнце нагревает поверхность Земли по-разному – где-то сильнее, где-то меньше. Потому на планете бывает и зима, и лето, и весна, и осень.
Смена времен года не везде происходит заметно. Есть такие уголки Земли, где всегда жарко или всегда холодно. Например, на южном полюсе в Антарктиде снег и лед никогда не тают. То же происходит и на северном полюсе. А в жаркой Африке люди не знают, что такое снег. Где-то на Земле льют дожди, а в пустынях дождей почти не бывает.
-сроки наступления весны
Начинается весна 1 марта и продолжается 92 дня, включает в себя под сезоны:
Период с 1 по 17 марта – считается перелом зимы.
С 18 марта - 15 апреля - снеготаяние.
В период с 16 апреля по 5 мая - оживление весны.
С 6 по 21 мая - разгар весны.
С 22 - 31 мая – считается периодом перед летом (предлетье).
-изменения в природе (неживой, растительном и животном мире)
Главный признак весны в неживой природе то, что солнце гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой. Первое, что бросается в глаза при наступлении весны - это с каждым днём убывающий снег. Он тает прямо на глазах. Появляются сосульки, звенит капель.
Дни становятся длиннее и теплее- ведь Солнце поднимается всё выше над горизонтом.
Начинает таять лёд. На реках начинается ледоход.
От земли идёт пар, почва оттаивает, наполняется влагой. Высокое голубое небо иногда затягивается тучами, вот-вот сверкнёт молния, прогрохочет гром – это первая гроза и из туч на землю хлынет дождь, а не снег, как было зимой.
Весенние ночи темны, всего три ярких звезды льют свой призрачный свет на Землю. Наиболее приметное созвездие весеннего неба – Лев. Это всё и есть явления не живой природы.
На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки, затем появляются листья.
Появляется молодая травка, некоторые травянистые растения начинают цвести, первыми цветут подснежники.
Возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов. Первыми прилетают грачи. Многие птицы питаются насекомыми. С приходом весны насекомые вылезают из своих укрытий. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются водоплавающие птицы. Звери линяют – меняют зимнюю шубку на летнюю. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи, бурундуки. У многих зверей зимнего сна медведи, барсуки, ежи, бурундуки. У многих зверей весной появляются детёныши.
-труд человека в природе
Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников. Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы.
В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.
В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты.
Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель.
На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.
2. Воспитательно - образовательная работа с детьми младшего дошкольного возраста в весенний период.
Познакомить детей с характерными особенностями весенней природы. Формировать представления детей о весенних изменениях в природе : тает снег, появляются первые проталины, бегут ручьи, набухают почки, появляются первые цветы, просыпаются медведи, прилетают птицы из теплых краев, появления насекомых. Воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.
3. Приложение: план воспитательно- образовательной работы с детьми на неделю.
Понедельник.
9.00-9.20-Познание (Развитие элементарных математических представлений).
Тема:Счёт в пределах пяти,равенство и неравенство.
Цель:закрепить умение детей считать до 5, формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета.
10.00-10.20-Физкультурное.
Вторник.
9.00-9.20Познание (Окружающий мир)
Тема: Посадка лука.
Цель: Приобщение детей к труду и умению выращивать растения, ухаживать за ними. Развивать трудовые умения. Закрепить названия овощей. Развивать логическое мышление.
Материал для занятия: Стаканчик с землей, луковицы по количеству детей.
Музыкальное.
Среда.
9.00-9.20Физкультурное
10.00-10.20-Коммуникация (Развитие речи, чтение художественной литературы)
Тема:Чтение стихотворения Агнии Барто «Верба»
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, — верно,
Что весна пришла
Это значит — верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень — снегопад.
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба -
Верба зацвела.
Цель: Познакомить детей с творчеством А. Барто, и с её стихотворением «Верба».Рассказать детям про вербу, когда и в какое время года она распускается.
!0.40-11.00Художественное творчество (Лепка)
Тема: Верба распустилась.
Цель:
Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения - пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.
Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать мелкую моторику рук.
Материал для занятия:
плотный картон оранжевого (розового) цвета, размер - 15х20 см;набор пластилина;
стека;доска для лепки;влажная салфетка для рук;иллюстрация с изображением вербы.
Четверг.
9.00-9.20Познание (Аппликация) .
Тема: «Подснежник»
Цель: Продолжать знакомить детей с весной и её явлениями. Развивать творческие способности детей. Формировать эстетический вкус.
Материал для занятий:
Альбомный лист, цветная бумага и ножницы, клей, салфетка. Иллюстрация с изображением подснежника.
10.00-10.20-Музыкальное.
Пятница.
9.00-9.20Художественное творчество (Рисование)
Тема: «К нам летят жуки и божьи коровки»
Цель: Продолжать учить изображению объектов овальной формы. Учить последовательно, строить изображение. Учить детей смешивать желтую и красную краску для получения нового (оранжевого) цвета. Развивать представление о строении насекомого. Воспитывать добрые чувства. Закреплять знание о появлении насекомых.
Материал для занятия:
образец изображения жуков, гуашь желтого, красного и черного цветов, кисти, альбомные листы по количеству детей, палитры, баночки с водой.
10.00-10.20-Физкультурное.