Олеся Лисий
Проект: «Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольников с природными явлениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольников с природными явлениями». Из опыта работы воспитателя МБДОУ №30 Лисий Олеси Николаевны
Однажды, играя на прогулке, воспитанница группы задала мне вопрос: «Почему вертушка на улице крутится, а на веранде нет?»
Остальные дети группы тоже заинтересовались данным вопросом и включились в обсуждение возникшей проблемы. В результате дискуссии мы пришли к выводу, что причиной всему – ветер. А ветер – это ничто иное, как движение воздуха. Так в средней группе родился наш первый проект «Воздух».
Публикация «Проект: „Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольников с природными явлениями“» размещена в разделах
Мы с детьми и родителями увлеклись изучением явлений неживой природы. Параллельно возникла идея обновить и обогатить метеоплощадку в нашем детском саду новыми приборами, с помощью которых дети смогут пополнить свои естественно- научные знания не просто по рассказам и картинкам, а осуществляя практические действия со специальными приспособлениями и метеоприборами во время ознакомления с природными явлениями.
Актуальность проблемы:
- В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней изменениями, в разное время года. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
В детском саду эта проблема актуальна, так как современные исследования педагогов свидетельствует о том, что дошкольный возраст является той генетической ступенью, на которой закладываются основы всего последующего умственного развития. А. В Запорожец (психолог, педагог) говорил: «Громадное количество знаний и умений, приобретаемых в этом возрастном периоде, усваивается мгновенно, фиксируется навечно, до конца жизни и теряются в последнюю очередь при старении».
Так почему же важно развивать умение наблюдать уже в дошкольном возрасте? Потому что, ребенок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке. И где бы не имел место процесс наблюдения – на прогулке, или экскурсии, он должен быть хорошо организован и правильно проведен.
На сегодняшний день методика организации фенологических наблюдений в детских садах разработана не полно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.
Таким образом, была сформулирована тема моего опыта: «Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольников с природными явлениями».
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС к экологическому воспитанию дошкольников, было предположено, что:
Гипотеза:
- Формирование практических навыков работы на метеоплощадке с метеоприборами будет способствовать развитию исследовательских умений (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать) и воспитанию экологической культуры дошкольников.
Предполагаемый результат:
• Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;
• Дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
• Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;
• Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Итак, целью моей работы стало:
- Обучение детей наблюдению, фиксированию и элементарному прогнозированию состояния погоды.
Были определены задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о природных объектах (воздух, вода, почва, их состояния от погоды;
- научить прогнозировать погоду по реакции неживой природы;
- формировать элементарные экологические знания и представления через прогнозирование;
- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
Личностно-ориентированные:
- разрабатывать наглядные материалы, оказывающие воздействие на развитие интеллектуальной и исследовательской деятельности детей.
- развивать познавательную активность и любознательность;
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- воспитание навыков применения знаний на практике.
- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
Первым этапом моей работы (организационный этап) стало определение целей и форм взаимодействия с субъектами процесса.
Для этого мною были изучены научные материалы, методические пособия по данной теме, что помогло теоретически подготовиться к следующим мероприятиям. Был организован опрос педагогов с целью изучения осведомлённости участников педпроцесса по данному вопросу, на основе которого в дальнейшем я смогла подготовить информацию, консультации и практикум с целью повышения уровня знаний по теме «Погода и наблюдения за ней».
Следующим шагом стало составление «Перспективного планирования по ознакомлению с явлениями неживой природы».
В то время, работая воспитателем в средней группе, организовала работу по обогащению предметно – развивающей среды как в групповом помещении, так и на метеоплощадке. Были созданы своими руками материалы, оборудование, атрибуты для познавательно-исследовательской деятельности, макет «Круглый год»; подобран материал для продуктивной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественная литература экологической тематики, оформлена картотека по теме «Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольника с природными явлениями», куда вошли загадки, стихи и приметы.
Практическая деятельность родителей была направлена на:
• Изготовление приборов-помощников.
• Сбор информации для оформления альбомов.
• Оказание помощи в приобретении экспонатов для мини-музея «Хочу все знать и измерять».
Деятельность воспитателей состояла в следующем:
• Проведение целевых прогулок.
• Знакомство с художественными произведениями, «умными» книгами (энциклопедиями).
• Оформление и работа в уголках природы, изготовление моделей «Времена года», «Термометр».
Деятельность педагогов-организаторов осуществлялось в:
• Проведении с детьми, экскурсий, бесед, опытов и экспериментов согласно перспективному плану.
• Проведении консультации с воспитателями с целью повышения уровня знаний по теме «Погода и наблюдения за ней»;
• Консультация для воспитателей «Фиксация результатов наблюдений в дневниках и календарях»;
• Выступление перед педагогами ДОУ на тему «Наблюдение как метод экологического воспитания» ;
• Консультация для педагогов «Моделирование как метод экологического воспитания».
В процессе ознакомления с метеоприборами возникла необходимость разработать единый алгоритм для их изучения.
Алгоритм знакомства с метеоприборами:
- Название прибора;
- Назначение (для чего он используется);
- Строение (внешний вид);
- Правила работы с приборами;
- Правила безопасного пользования.
- Польза (определение важности прибора).
Таким образом, мы постоянно поддерживаем интерес детей к новым знаниям и знакомству с новым оборудованием, закрепляя уже имеющиеся навыки в определении погодных показаний.
Все наблюдения и измерения проходят при постоянном фиксировании полученных результатов в схемах, помещенных в уголках природы и погоды в группах. Работа со схемами включает в себя и подведение результатов за месяц, за сезон (зима, весна, лето, осень).
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы.
За время работы в данном направлении у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
Работой метеоплощадки заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.