МААМ-картинки

Музейная педагогика как средство ознакомления дошкольников с историей Белогорья

Галина Киричкова
Музейная педагогика как средство ознакомления дошкольников с историей Белогорья
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из основных задач внедрения ФГОС дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в дошкольном учреждении. Один из возможных удачных путей реализации этого направления – организация образовательной деятельности дошкольников на основе деятельности музеев. Старшее поколение – родители, бабушки, дедушки, знаменитые и известные земляки – ученые, военные, деятели культуры и искусства и др. – оставили след в истории своей большой или малой родины и, поэтому, так важно вести диалог с ушедшими поколениями.

Публикация «Музейная педагогика как средство ознакомления дошкольников с историей Белогорья» размещена в разделах

Мы рассматриваем музейную педагогику как инновационную педагогическую технологию, которая является актуальной и реализует личностно-ориентированное направление работы с дошкольниками. Музейная среда обладает значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия на ребёнка, и этот фактор является определяющим при формировании гражданской компетентности средствами музейной педагогики.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс — дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Необходимо подготовить детей к посещению музея, к восприятию музейных экспонатов. И здесь большую роль сыграли созданные в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» мини-музеи, но и перед посещением дошкольного музея тоже нужно провести предварительную работу. Вся подготовительная работа должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы ребенок с нетерпением ждал этой встречи. Успех ее будет зависеть от того, в какой степени оправдаются ожидания, не сменит ли их досадное разочарование. Именно поэтому первая встреча с музеем особо ответственна.

Такая подготовка детей началась с проведения образовательной деятельности по познавательному развитию по темам : «Здравствуй, музей, «Мы идем в музей» (о правилах поведения в музее). Мы показали презентации о том, какие бывают музеи, воспитанники узнали, что есть исторические, краеведческие, художественные музеи. Это «Московский Кремль», «Третьяковская галерея», «Российский государственный музей Арктики и Антарктики».

На следующем этапе мы перешли к ознакомлению детей с экспозициями дошкольного историко-краеведческого музея. Назначение музея в ДОУ это – изучение регионального компонента, воспитание любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Основной признак любого музея, в том числе и музея в детском саду, - наличие фонда подлинных материалов, которые составляют его основу. Разделы экспозиций историко-краеведческого музея являются неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и размещены по группам – «Природа родного края», «Моя родная Белгородчина», «Быт русского народа», «Никто не забыт – ничто не забыто», «Народные промыслы».

Изначально дети должны познакомиться с теми объектами, которые их непосредственно окружают в жизни, которые просты и понятны и мы начали проводить первые посещения в мини-музей «Природа родного края». Это были не просто экскурсии, мы проводили в условиях музея образовательную деятельность по темам: «Природа нашего поселка», «Этажи леса – деревья, кустарники, травы», «Птицы и животные нашей полосы», «Обитатели водоемов». Дети включились в поисковую деятельность, они решали экологические задачи «Что случится, если в лесу исчезнут насекомые?», «Какую пользу приносят птицы?». Естественно, что такая деятельность музея невозможна без активного участия родителей воспитанников. Родители с удовольствием приняли участие в пополнении экспозиции мини-музея, приносили срезы деревьев, вместе с детьми собирали плоды дуба, каштана, рябины; семена, шишки; делали макеты природных зон. Параллельно с деятельностью внутри музея в группе так же был создан Центр краеведения, в котором мы поместили наглядный материал о природе Борисовского района, гербарий распространенных в нашей местности растений и цветов, дидактические игры: «Что растет в краю родном?», «Экскурсия в заповедник «Белогорье», лото «Животные и птицы наших лесов». Дети имеют возможность закрепить полученные знания в самостоятельной деятельности и культурных практиках.

На следующем этапе мы перешли к знакомству старших дошкольников с мини-музеем «Быт русского народа», в экспозиции которого представлены русские народные костюмы, изделия народно-прикладного искусства, предметы быта. Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края. У детей развивается интерес и любознательность к историческому прошлому, расширяются представления о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.

Параллельно с деятельностью в мини-музее «Быт русского народа» мы стали проводить экскурсии в мини-музей «Народные промыслы». Дети познакомились с изделиями фабрики художественной керамики и лозоплетения. Здесь изучение народных промыслов носило творческий характер: дети рассматривали узоры на горшках, тарелках, чашках. На занятии по художественной деятельности «Мы – гончары», они лепили из настоящей глины вазу для фруктов; на следующем занятии «Мы – художники», дети расписывали вазы узорами, свойственными местному промыслу. Старшие дошкольники узнали о свойствах и качествах глины, провели исследовательскую деятельность «Почему глина лепится» и, совместно с родителями, «Кустарные промыслы ремесленников Борисовского района», на основании которых мы сделали в группе дидактическую игру, из которой можно узнать о ремеслах женщин и мужчин, живших в давние времена.

Приступая к ознакомлению детей с экспозицией мини-музея «Моя родная Белгородчина», мы ставили задачу воспитания чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родине, формирования желания сохранять и преумножать богатство своего родного края. Дети узнали об истории основания п. Борисовка, его достопримечательностях. В музее с детьми проводились беседы: «Борисовка – вотчина графа Б. Шереметьева.

Его роль в основании слободы Борисовка», «Хотмыжская крепость», «Символика Белгорода и Борисовского района». Дети рассматривали гербы, флаги, карты Белгородской области и Борисовского района. В ходе таких бесед дети делились своими впечатлениями от посещений вместе с родителями примечательных мест нашего района и области, рассказывали о селах, в которых живут их дедушки и бабушки. Мы пополнили экспозицию музея, оформив альбомы «Борисовка – прошлое и настоящее», «Стихи поэтов о Борисовской земле», сделали папку – передвижку «Куда бы я пригласил гостей Борисовского района». В центре краеведения в группе изготовили дидактические игры «Собери Герб», «Путешествие по улицам родного поселка», где дети знакомятся с картой поселка и узнают его центральные улицы и площадь им. М. М. Ушакова.

Героико-патриотическую тему продолжило знакомство детей с мини-музеем «Никто не забыт – ничто не забыто». Цель его деятельности - донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Для восприятия целостной картины войны с детьми проводились беседы о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины; они познакомились с земляками – героями войны; оформлена выставка «Мирное время и начало войны». При проведении экскурсий в мини-музей мы применили наглядный метод. Использование различных объёмных моделей сделало исторические факты доступными для понимания дошкольников. Так был создан макет танкового сражения под Прохоровкой, элемент рукопашного боя на Курской дуге. Опираясь на исторические факты и подлинные экспонаты, наглядные модели, мы смогли реконструировать некоторые события Великой Отечественной войны, где ярко отразилось слагаемое Победы. Дети могут не только рассматривать макеты, но и манипулировать ими, имитируя ведение боевых действий. Такие игры-имитации способствуют воспитанию защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.

Наш детский сад располагает необходимым оборудованием, для коллективного просмотра детьми различных интерактивных программ. С воспитанниками было проведено несколько «виртуальных экскурсий», из которых они узнали, что экспозиции выставляются не только в музейных залах, как «Музей Боевой славы Третьего Ратного поля России», но и существуют музеи под открытым небом, как музей – заповедник «Прохоровское поле». Знакомя старших дошкольников с героическими событиями военных лет, мы ставили задачу показать детям, как потомки увековечили память солдат, отдавших жизни за Родину. Особенно поразили их своей красотой и величием «Памятник Победы – Звонница на Прохоровском поле» и «Памятник советским танкистам на высоте 252,2».

После проведенной работы по ознакомлению детей с мини-музеями в детском саду, когда мы целенаправленно готовили их к посещению любого музея, мы перешли к экскурсиям в Борисовский историко – краеведческий музей. В течение года с детьми проводились экскурсии в историко-краеведческий музей, тематика их строилась, как и при ознакомлении с мини - музеями в детском саду. Полученные знания и впечатления от посещения историко-краеведческого музея закреплялись с детьми в различных видах деятельности. Мы проводили образовательную деятельность по темам: «Прошлое и настоящее Борисовского района», «Борисовка – Родина моя», «Великая Отечественная война глазами художников», «Курская Дуга, сражение под Прохоровкой». Вместе с детьми оформили альбомы с пословицами о стойкости, смелости и дружбе; «Третье поле России» со стихами Белгородских поэтов и фотографиями мемориала в п. Прохоровка.

В ходе проведенной работы у детей сформировались представления об истории, культуре, природе родного края. Деятельность воспитанников непосредственно в пространстве мини-музея развивает у них наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь.

Сотрудничество детского сада и историко-краеведческого музея благотворно повлияло на повышение героико – патриотического потенциала детей, способствовало воспитанию чувства любви к малой и большой Родине, а так же воспитанию социально активных людей. Посещая музеи и накапливая систему норм и ценностей прошлого, ими не созданных, дети не только воспринимают их, но и формируют новые ценности, свои.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Музейная педагогика Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с.

Музейная педагогика как средство воспитания, развития и обучения дошкольников 1слайдТема: «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников» 2слайд эпиграф «Музей – это смесь искусства.

Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с родным краем Использование дидактических игр способствует: развитию познавательных способностей, в процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Методическая разработка «Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным краем» Видео 1. Пояснительная записка. Обоснование актуальности и значимости проблемы. «Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется.

Музейная педагогикаМузейная педагогика Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вызвало противоречивые чувства и реакции в среде.

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Педагогические условия ознакомления с историей и культурой г. Перми детей 6–7 лет Большое значение для детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом Пермь, его историей, достопримечательностями. Знание истории.

Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС Музейная педагогика в дошкольном образовании в условиях ФГОС. 1 слайд: Последние времена – это годы интенсивного обновления педагогического.

Воспитание патриотизма у старших дошкольников посредством ознакомления с космической историей аэродрома КряжВоспитание патриотизма у старших дошкольников посредством ознакомления с космической историей аэродрома Кряж В этом году отмечалась очень важная дата в истории всего человечества – 55 годовщина первого полёта человека в космос. День космонавтики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика как средство ознакомления дошкольников с историей Белогорья
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 21:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музейная педагогика как средство ознакомления дошкольников с историей Белогорья» (включая файлы) размещена пользователем Галина Киричкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД