Марина Чернова
Ознакомление с явлениями природы и цветом, и применения этих знаний в творческой деятельности (аппликации)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по ознакомительной деятельности дают возможность педагогу систематично и целенаправленно развивать ассоциативно-образное восприятие цвета и цветовых сочетаний. Дети начиная с младшего возраста, получают разнообразную сенсорную подготовку, учатся видеть и выделять цвет при наблюдении природных явлений и передавать его особенности в рисунке, аппликации, конструировании, используя разнообразные художественные приемы. На примере растительного и животного мира леса, изменяющихся явлений природы и погодных условий и в зависимости от времени года педагог знакомит детей с цветовым разнообразием, учит понимать значение цвета и использовать цвет в изобразительном творчестве. Главное систематично и последовательно знакомить детей с природными явлениями и цветом.
Публикация «Ознакомление с явлениями природы и цветом, и применения этих знаний в творческой деятельности (аппликации)» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Погода и природные явления
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для этого необходимы следующие условия:
- тематические наблюдения за явлениями природы, выделение и изменение цвета в зависимости от времени года и погоды;
- обогащение ассоциативно-образного представления о цвете на примере животного и растительного мира леса;
-создание системы вариативности изображения образов и явлений природы (рисование, аппликации)
-использование наглядных пособий, иллюстраций и дидактических игр по развитию образного восприятия цвета;
-использование детских работ в качестве наглядных пособий и украшения интерьера помещений.
Начиная с младшего возраста дети учатся наблюдать за явлениями природы, замечать изменения в погоде. Они слышат названия времен года- лето, осень, зима, весна, простые их характеристики- холодно, жарко, морозно, слякотно. В их речи используются слова день, ночь, утро, вечер. Они узнают, что тепло и свет исходят от солнца, что оно высоко в небе, где могут быть облака и тучи, а дождь- это струйки воды в лужах.
На занятиях воспитатель учит передавать в играх характерные движения и звукоподражания природных явлений : стук дождя, дуновение ветра и т. д.
В занятия входят игровые импровизации под музыку с имитацией образов животных и растений, слушание мелодий (звуки леса, природы, пение птиц).
В ходе занятия- на каждом этапе- педагог обращает внимание детей на яркие цвета : красный, синий, желтый. Он показывает детям изображение солнца желтого цвета и предлагает повторить название цвета. Показывая желтый одуванчик, взрослый спрашивает, какого он цвета. Если дети затрудняются, им показывают эти картинки и объясняется, что оба изображения желтого цвета.
В повседневной жизни группы внимание детей обращается на многообразие одного и того же цвета. Например, зеленый бантик, зеленый лягушонок, зеленый листик. Воспитатель проговаривает названия и других цветов, которые дети еще не знают.
Накопленный цветовой опыт способствует развитию ассоциативно-образного мышления.
Предлагаю конспект занятия по комплексно развивающей технологии "Лесные гномики" 2-я младшая группа.
Цель занятия:
Ознакомить с явлениями природы и цветом, и применить эти знания в творческой деятельности.
В игровой форме познакомить со сказочными героями-гномиками, на примере украшения одежды гномиков и познакомить с цветами : желтым, зелёным, красным, синим.
Использовать слова в речи: разноцветный лес, солнышко желтое, синее небошко, зелёная трава. Обратить внимание на яркие цвета.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за явлениями природы. Выделение и изменение цвета в зависимости от времени года и погоды
2. Использование наглядных пособий, иллюстраций и дидактических игр по развитию ассоциативно-образного восприятия цвета.
Материал:
1. На каждого ребенка контурный рисунок гномика на белой бумаге формата А4.
2. Вырезанные (из расчета на каждого ребенка) детали одежды для гномика, соответствующие размеру рисунка.
Детали:
Желтый круг и два полукруга, зеленый треугольник, красный прямоугольник, синий квадрат, клей, кисточки.
Зрительный ряд:
Игрушка-аппликация. Гномик из цветной бумаги. Цветные рисунки с изображением желтого солнца, синей воды, неба, зеленой травы, листьев, красных ягод, цветов.
Задание:
Дети последовательно составляют цветной портрет гномика. Каждый цвет соотносится с природным явлением : желтый-солнышко, зелёный-листья и трава, синий-небо и вода, красный-ягоды и цветы. Дети самостоятельно подбирают детали одежды для заполнения контурного изображения гномика. Детали следует сначала разложить на рисунке, а затем приклеить.
Ход занятия:
Перед началом занятия закрепить на доске иллюстрации с изображением природы.
Воспитатель: Ребята, из волшебного сказочного леса к нам в гости пришел лесной человечек. Его зовут Гномик (показать игрушку аппликацию и продолжить рассказ от имени гномика).
Гномик: Здравствуйте ребята. Какие красивые картинки у вас в группе, словно я оказался в настоящем лесу. А кто из вас бывал в лесу?
Что вы там видели?
Воспитатель помогает детям рассказать о лесе.
Гномик: Лес большой, разноцветный. Яркое желтое солнышко согревает всё живое в лесу. Посмотрите на меня какой я нарядный? Это краски леса помогли раскрасить меня.
(Воспитатель обращает внимание детей на изображение солнышка, неба, воды, травы, листьев, ягод, цветов).
Гномик: жёлтый цвет солнышка согрел моё личико и украсил мои ботиночки, синий цвет небошка и воды в реке окрасил мою кофточку, зелёный цвет травы и листочков нарядили мой колпачок, красный цвет ягод и цветов украсил мои штанишки.
Мне бы очень хотелось подружиться с вами ребята. И пригласить в путешествие по разноцветному лесу. Сейчас он очень нарядный и разноцветный. Потому что на дворе лето. (рассмотреть иллюстрации летнего леса) Во время путешествия предложить поиграть в игру. " Прогулка в лесу"
Мы идём гулять в лесок (идут)
Подул свежий ветерок (имитируем дуновение ветра)
Вдруг листочек оторвался закружился, засмеялся (кружатся, улыбаются)
Тут и солнышко проснулось, всем ребяткам улыбнулось (поднять ручки вверх, изобразить лучики)
А листочек полетел и на травку тихо сел (медленно бегут, приседают)
Гномик: Ребята, а в лесу у меня есть помощники, мои братцы гномики. Они тоже пришли к вам в гости, но злая фея леса превратила их красочные наряды в старые лохмотья. Ребята, помогите им нарядиться.
(воспитатель раздаёт детям контурные рисунки и заготовки одежды гномика)
Воспитатель: Ребята, поможем братцам гномика?
(дети выражают свою готовность)
Воспитатель: Тогда принимайтесь за работу. У каждого из вас есть не цветной рисунок гнома и одежда для него. (показать детали)
Сначала их надо примерить- положить на рисунки вот так (показать, а потом смазать клеем каждую часть костюма вот так (показать) и приклеить.
Дети выполняют задание. Педагог вместе с Гномом помогают тем, кто затрудняется в правильном выборе деталей и места для неё. В конце занятия, когда дети выполнили аппликацию, Гном радуется что его братцы хорошо одеты, и благодарят детей.