Марина Мунтян
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
1 Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию свою презентацию на тему: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры».
2 Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как жестокость и эгоизм общества. К сожалению, материальные ценности теперь доминируют над духовными, людьми искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети и молодежь отличаются эмоциональной, волевой и духовной незрелостью. Эти проблемы послужили идеей для организации духовно-нравственного воспитания начиная с детского сада, что позволяет обеспечивать его преемственность, систематичность, непрерывность.
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности в моей работе является духовно-нравственное воспитание детей. Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию должно быть выстроено с учетом Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, развития и сохранения духовного здоровья детей, ознакомления их с основами православной культуры, а также обеспечивать взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников.
3 Осуществляя работу по духовно-нравственному направлению, наш коллектив взял за основу программу старшего воспитателя нашего МАДОУ Е. В. Шепеневой «Тропинка добра». Данная программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «Добрый мир» в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» для воспитанников детского сада. Программа предполагает работу с детьми среднего, старшего и подготовительного возраст. Она не предъявляет
требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка,
но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в её реализации.
4 Цель программы: целостное духовно – нравственное воспитание и развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций русского народа.
5 Данная программа решает следующие задачи, их вы можете видеть на слайде:
Обучающие:
• Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;
• Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.
Развивающие:
• Формирование и развитие творческой духовно – нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;
• Содействие развитию духовной, познавательной и практической деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать духовно – нравственные чувства;
• Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);
• Воспитывать любовь к родной природе, к родному краю, к стране.
6 Программа состоит из пяти блоков:
«Моя семья - моё богатство»
«Родной свой край люби и знай»
«Основы православной культуры»
«У истоков русской народной культуры»
«Защитники Отечества».
Принципиальной основой программы является её опора на духовное наследие малой родины.
Условия реализации программы.
Данная программа рассчитана на дошкольников 4-7 лет. Продолжительность реализации программы - 3 года. В течение трех лет обучения дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, художественно – эстетическую в единое образовательное содержание. В программе предполагается сочетание разнообразных методов и приемов: бесед, рассказов педагога, работа с аудио – видео материалом, рисование, презентации, работа с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию.
7 Блок: «Моя семья - моё богатство»
В рамках тематической недели «Моя семья - мой дом родной!» были проведены беседы о семье, о том, что дороже и роднее семьи никого нет, дети рисовали своих мам и пап, было проведено занятие по объемной аппликации с элементами рисования «Моя любимая мамочка».
8 Блок: «Родной свой край люби и знай»
В рамках тематической недели «Тамбовские символы» мы познакомили детей с символикой города Тамбова (флаг, герб, гимн, поговорили о традициях Тамбовщины, о памятных местах нашего города, дети узнали о губернаторе Тамбовской области – Александре Валерьевиче Никитине, дети рисовали наш город Тамбов.
9 Блок: «Основы православной культуры»
В рамках тематической недели «События православного праздника «Рождество Христово»познакомили детей с событиями православного праздника «Рождество Христово», рассказали, почему этот праздник называется Рождество, приняли участие в общесадовском конкурсе рисунков и поделок к этому замечательному празднику, где ребята нашей группы заняли первое и третье места, приняли участие в фольклорном празднике «Рождество Христово», участвовали в конкурсе по оформлению окон «Рождественские вытынанки» и заняли 2-е почетное место.
10 Лучики Солнца
В процессе НОД дети рассказали о том, как они понимают понятие «духовность, душа», сказали, что от этих слов веет теплом. И мы все вместе сделали Солнце, каждый ребенок сделал свой лучик, который раскрасил в ярко-желтый цвет. На каждом лучике мы написали слова, которые ассоциируются с понятием «духовность» (мир, дружба, любовь, доброта, радость и т. д.)
11 Фрагмент праздника «Рождество»
12 Наши достижения
13 Блок: «У истоков русской народной культуры»
В рамках тематической недели «Русская игрушка. Матрешка - символ России»
познакомили детей с русской игрушкой (матрешкой, свистульками, медведями, дети узнали много нового и интересного о создании и многообразии этой чудесной русской игрушке, дети рисовали и лепили символ России – Матрешку, совместно конструировали из деревянного конструктора и мягких модулей православный храм.
14 Совместное конструирование храма и сторожевой башни Кремля из деревянного конструктора и мягких модулей
15 Совместное конструирование храма и сторожевой башни Кремля из деревянного конструктора и мягких модулей
16 Блок: «Защитники Отечества»
В рамках тематической недели «Русские – князья защитники (Д. Донской, А. Невский)» познакомили детей с жизнью и подвигами Дмитрия Донского и Александра Невского, дети узнали о наиболее ярких событиях из жизни великих русских князей, узнали, чем были вооружены русские воины, проведено занятие по коллективной аппликации «33 богатыря».
17 Приобщая детей к основам духовно-нравственной культуры в своей работе используем дополнительную литературу, а именно: периодические издания, которые содержат информацию ознакомительного характера, рассказы, загадки и другие формы, предназначенные специально для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
18 Совместная работа со специалистами
Вся наша работа по духовно-нравственному воспитанию проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Это в первую очередь музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, учителя-логопеды, педагог- психолог.
Вся совместная деятельность со специалистами МАДОУ осуществляется в следующих формах работы:
• консультации;
• педсоветы, семинары-практикумы;
• научно-практические конференции;
• курсы повышения квалификации;
• встречи с интересными людьми;
• мастер-классы специалистов;
• выставки методической, духовной, коррекционной литературы;
• подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;
• анкетирование и тестирование;
• совместные беседы с воспитателями детского сада;
• подготовка и проведение праздников.
19 Работа с родителями
Работа педагогов детского сада не была бы полной и всеобъемлющей без совместной работы с родителями, т. к. невозможно осуществлять работу по духовно-нравственному воспитанию без участи родителей, потому что именно родители являются ключевым звеном в цепочке: дети – детский сад – семья.
Формы работы с родителями:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО);
• факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
• индивидуальные консультации;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии;
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, хозяйственные работы).
20 Основы духовно-нравственной культуры.
Используя в своей работе данные методы и формы мы стремимся прививать каждому ребенку определенные качества, при этом мы ориентируемся на духовно-нравственный портрет ребенка. Таким образом, мы считаем, что выбрали правильное направление работы, о чем и свидетельствует душевный отклик родителей и детей.