Ольга Фадеева
Ознакомление детей с родным городом Невинномысском
▼ Скачать + Заказать документы
Город наш рожденный из станицы,
Город наш - казачий край родной,
Как же нам тобою не гордиться
Вместе мы живем одной судьбой!
Николай Канаков.
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. (слайд 3) Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Публикация «Ознакомление детей с родным городом Невинномысском» размещена в разделах
(слайд 4) Невинномысск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. 14 октября 1825 года, на День Покрова в чудесный день бабьего лета, состоялся обряд освещения места поселения и казачья застава стала называться станицей Невинномысской. За последние годы наш город преобразился : стали чистыми и нарядными улицы и микрорайоны, открылись новые детские сады, построились новые современные дома. В городе восстанавливаются памятники и парки, благоустраиваются дворы и детские площадки, появляется много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Невинномысск – один из важных промышленных центров Ставропольского края. Очень важно, чтобы воспитанники видели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Обращаясь к словам Василия Александровича Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Хотелось, что бы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Основная идея воспитания на примере знакомства с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города – Невинномысска, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
(слайд 5) Основными задачами являются:
1. Формирование у детей системы представлений о своей малой Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности, климата, природы родного края, сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций, социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, знания названия государственной символики, некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на его опыт, учитывать психологические особенности дошкольника. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы. (слайд 6)
ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания : они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.
ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
ПРИНЦИП ИНТЕГРАТИВНОСТИ. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п. ; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.
Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-эстетические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Основные темы общения с детьми:
1.(слайд 7) МОЙ РОДНОЙ ГОРОД.
Детей знакомят с местоположением города, его экономическим значением, с историей возникновения города. Рассказывают о Людях, населяющих город. Дают представление о Гербе и флаге города. Детям дают понятие, что город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека есть имя, день рождения. (слайд 8) Детей знакомят с Промышленностью города - Невинномысская ГРЭС, АЗОТ, АРНЕСТ, хлебокомбинат и др. Рассказывая о городе, важно показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. (слайд 9, 10) Мы организуем и проводим экскурсии в музыкальную школу, Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и др. Организуя экскурсии, беседы важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Повышению детской мыслительной деятельности (слайд 11) Важным опытом для детей является участие в праздновании Дня города, в изготовлении подарков, а затем отражение своих впечатлений в рисовании, конструировании (слайд 12).
2.(слайд 13) УЛИЦЫ МОЕГО ГОРОДА.
Детям рассказывают «Малая родина - мой дом, двор, улица». Дорога от дома к детскому саду. Детей знакомят с историей главной улицы города. Рассказывают о том, что каждая улица имеет свое название. Особый восторг вызывала игра «Прошлое – настоящее» когда детям предлагались улицы, здания в прошлом родного города и в настоящем. (слайд 14) Предлагаю и Вам поиграть в эту игру, посмотрите на слайд как думаете какая улица на этой фотографии?
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется – он должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу.
3.(слайд 20, 21) ТРАНСПОРТ ГОРОДА.
Детей знакомят с разными видами транспорта. Рассказывают об истории создания городского транспорта.
4.(слайд 22) ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА.
Детям рассказывают о Флоре и фауне. (слайд 23) Беседуют о сохранении природы. Дошколята участвуют в акциях «Покормите птиц зимой», «Каждой пичужке кормушка», «Эколята – защитники природы» и др. (слайд 24) Интересным опытом для детей стала квест игра «Защитники природы». Так же детей знакомят с местами отдыха жителей Невинномысска (парковая зона, набережная) (слайд 25)
5. НАШЕ НАСЛЕДИЕ.
Интересный блок включает в себя культурное наследие жителей города. Детей знакомят с произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Дети являются участниками (слайд 26) литературных и (слайд 27) музыкальных конкурсов в городе.
6.(слайд 28) ПОЧЕТНЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА. ЗАЩИТНИКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
Следующий блок это почетные люди. (слайд 29, 30) На занятиях детям рассказывают об этих людях, их достижениях, подвигах, о их вкладе в развитие родного города. Знакомя детей с родным городом важно рассказать о подвиге жителей Невинномысска в годы Великой Отечественной войны. В боях за Невинномысск воины – защитники проявили храбрость и героизм. Среди них были не только наши земляки, но и люди родившиеся вдали от Невинномысска - лейтенант Гусев, старший сержант Титов В., лейтенант Устилямов Н и другие. (слайд 31) Благодарные жители Невинномысска поставили в их честь памятники, назвали их именами улицы города. (слайд 32, 33) В группах нашего детского сада проводятся такие мероприятия, как «Освобождение Невинномысска», спортивные мероприятия.
7. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ.
Детям рассказывают о том что в городе есть Краеведческий музей, истории его создания, об экспонатах в этом музеи. (слайд 34, 35) Знакомят детей с историческими памятниками, организуя экскурсии к ним.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
-люди берегут и охраняют природу;
-есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого - обязательное требование.
Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. В нашей подготовительной группе планируется проведение "мини-исследования". В котором мы с детьми выберем и определим тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети).
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии города, его природы, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.