Галина Голикова
Ознакомление детей с природой родного края: задачи и методы
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с природой родного края.
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищения красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут, рядом вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Ознакомление детей с природой родного края: задачи и методы» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одно из представлений патриотизма - любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относиться к природе. В связи с этим перед нами ставится следующая задача :
• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
• Развивать интерес к родной природе, желание больше узнавать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
• Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, при необходимости восстанавливать.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех озера, поля и реки.
В невеселой гамме, наших переживаний, все явственней просматривается экологическая тревога. Экологическая проблема сегодня затрагивает все человечество, эта проблема касается всех, и нас воспитателей. Мы первыми закладываем в детскую душу любовь к родному краю воспитывать у детей интерес и любовь к родному краю, желание беречь его и выращивать растения утвердить в детских сердцах добросовестное и заботливое отношение ко всему живому – важнейшая педагогическая задача. Решить ее можно лишь в том случае, если дети будут располагать элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивание растений, ухода за животными, научатся наблюдать и понимать окружающий мир.
Любить свой край, свой город, значит любить и родную природу, бережно к ней относиться. Дети узнают, что Сибирь – это наша Родина, наш дом, рассказываю о всех богатствах нашего края. Наша Сибирь богата хвойными деревьями: сосна, ель, пихта, лиственница и конечно кедр. Рассказываю детям какую пользу приносят эти деревья человеку. Богат наш край и пушным зверьем, птицами.
В Томской области около 190 видов птиц, в лесу много ягоды и грибов. Рассматриваю красочную иллюстрацию лекарственные растения нашего края. Дети самостоятельно могут найти эти растения на нашем участке. За лето вместе с детьми сделали гербарий этих растений. Дети с удовольствием ходят на экскурсии в парк.
Дети слышат и чувствуют природу во время экскурсии обращаю внимание на форму и окраску листьев, определяют с какого дерева лист. На прогулках проводим игры, например: «Что в лесу растет, кто в лесу живет», «Лесная аптека», «С какой ветки детки».
Во время прогулки искусственно создаю проблемную ситуацию «Что произойдет, если погибнут насекомые или исчезнут птицы» так постепенно происходит обогащение экологических знаний, у детей формируется понимание роли человека сохранение природного богатства.
Зная, какую пользу приносит природу ее богатства, ребенок не сломает ветку, не наступит на муравейник, не будет разорять птичьи гнезда. Свои впечатление об экскурсии в природу дети выражают в своих рисунках.
Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных в доступном труде по выращиванию растений.
«Пусть будет в человеке все прекрасно:
И мысли и поступки и душа!
В гармонии в природе и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывать в детях
Берегите, храните
Экологию души!» А. Фет