Татьяна Матвиенко
Обобщение опыта работы «Ознакомление детей с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление детей с природой родного края.»
Подготовила: воспитатель
Матвиенко Т. В.
На занятиях по ознакомлению детей с природой родного края или на экскурсиях вне сада я заметила, что дети испытывают интерес к данной теме, им нравиться наблюдать и рассматривать живые и не живые объекты, устанавливать причинно-следственные связи. Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка. Его мышление, творчество, уметь мыслить логически и т. д. Меня это очень заинтересовало и увлекло.
Публикация «Обобщение опыта работы „Ознакомление детей с природой родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания. Природа обладает большими познавательными возможностями : она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать, сопоставлять. Выявлять закономерности, делать выводы. «Зови меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать…» - писал великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он же называл логику природы самой доступной логикой для детей. Многое даёт природа для развития речи детей. Чем больше видел и понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Умеет излагать свои мысли в последствии становиться одним из решающих факторов успеха ребёнка в школе.
Систематические целенаправленные наблюдения явлении живой и неживой природы способствует планомерному формированию сознании ребёнка основ мировоззрения.
Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, что они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый шаг ребёнка рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
И мне хотелось бы поделиться опытом работы нашего сельского сада по ознакомлению детей с природой родного края, включающего в себя и экологическое воспитание, и воздействие человека на природу, т. е. как правильно использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашего края, и что человек является частью самой природы.
Через экологическое воспитание я старалась добиться трех взаимосвязанных задач: расширить знания своих коллег; дать экологические знания детям; пропаганда экологических знаний среди родителей.
В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, который проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и населения привел к тому, что многие дети живут практически в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными азами автомобилей, видят искусственные цветы в дома и в детском саду. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором: проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной частоты. Ещё одна проблема – замена реальной природы – виртуальной. На вопрос о том, каких животных они знают (видели) дошкольники все чаще дают ответы типа: «Птицу я видел по телевизору». Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно : видит, слышит, чувствует запахи. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. И добиться результатов в сельской местности, с моей точки зрения гораздо легче, чем коллегам в городских садах: с одной стороны, близость естественных природных объектов, а с другой тем, что и жизнь, и трудовая деятельность людей на прямую связана с природными ресурсами.
Мои воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни. Важно и то, что они постоянно находятся среди взрослых, которые заняты сельскохозяйственным трудом, и на только знают из их разговоров, но и видят как выхаживают домашних животных, как выращивают хлеб и овощи на полях и огородах и т. д.
В своей работе я опираюсь на «Программу от рождения до школы» под редакций Н. Е. Вераксы и программу С. Н. Николаевой «Юный эколог». Предлагаемые программы ориентированы на постоянные и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещение и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых организуется различная деятельность. Ребенок должен почувствовать и понять природу, уникальность живого на примере самой природы – тех её представителей, которые стационарно проживают непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневные предметные окружение. Маленький ребенок познает все долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные позволяют правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними. Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживания, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений и животных детского сада. Приступая к ознакомлению детей с природой родного края, я ставила перед собой следующие задачи:
1) Сформировать представления о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.
2) Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только пока для этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведёт к его гибели и исчезновению.
3) Показать, как человек использует культурную природу (выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т. д.)
4) Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, охотиться на диких животных, наслаждается красотой природы) и вызвать бережное и заботливое отношение к природе.
5) Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.
6) Развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.
Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит. д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания (их я изготавливаю сама).
На каждом листе альбома изображена иллюстрация рассматриваемого объекта и краткая характеристика, а так же интересная информация о нём; альбомы для раскрашивания, природный материал, который дети собирают на прогулках и экскурсиях для изготовления поделок, энциклопедий и книг. Даже стены в группе я использую для наглядных пособий. На одной из стен изображены явления природы, на другой- части суток. Есть у нас ещё дерево, с помощью него дети учат птиц, которые на неё «прилетают», а так же наблюдают на ней сезонные изменения.
Разработана так же система организованных занятий и экскурсий. Работа ведётся непрерывно с сентября по август. Программный материал старалась распределить согласно сезонам. Чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественны условиях. Если мы рассматриваем лягушку, то лучше наблюдения проводить весной; если даём знания об овощах, то делать это лучше осенью. Так же материал идёт от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой природой : дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, воздухом. Дети учатся различать живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.
Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются видением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, состояние растений и животных участка. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным мои контролем, вначале показываю, обучаю, а затем помогаю и контролирую самостоятельные действия детей. Работа с календарём развивает наглядно- образное и схематическое мышление детей.
Большую роль в работе я отвела уголку природы. Главная особенность уголка – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. Для наблюдений мы в уголке природы имеет аквариум с рыбками, черепаху, хомячка, кролика и попугайчика. Дети наблюдают за поведением животных, учатся заботиться и ухаживать за питомцами, делают выводы, что животным необходимо создавать условия для жизни вне воле. Наблюдение в уголке природы ведутся также за комнатными растениями на основе сравнения различных сравнений. На каждом растении имеется табличка с условными обозначениями. Дети узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то, что растениям для роста нужны свет, вода, земля и тепло. Работу веду в паре с детьми, но приоритет оставляю за собой, что выражается в формуле: «я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники». Поддерживаю в каждом ребенке желание что-то сделать самому.
Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке и в лесу. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т. д. зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц зимой спасает их от гибель; сформировать представление о различиях в жизни птиц в неволе и на воле и приспособленности птиц к полету.
Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой : землёй, водой, воздухом и. т. д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое и жидкое состояние.
На территории детского сада организован цветник и огород, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания. Трудовая деятельность всегда содержит элементы игры, подражание жизни взрослых, в любом случае «труд в природе традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миров, а в последние годы и экологического образования. В процессе труда в природе ребята подчиняют свою деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных.
Знания и практические советы дети получают во время экскурсий и прогулок на территории детского сада и за его пределами, организованы так называемые «экологические тропинки». Они выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: а)на территории д\с; б) в природных (лес, парк, пруд, река и. т. д) условиях. Основные критерии выбора маршрута и объектов троп – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев кустарников, трав, мхи, грибы, старые пни, муравейники, гнезда птиц и. тд.) экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз особенно в разные сезоны года. На тропинках проводятся наблюдения, игры, театральные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе: полученные занятия на тропинках дети используют на занятиях музыкой, изобразительной, театральной деятельности, в подвижных играх. Мы с детьми посещали различные природные ландшафты : лес, поле, луг, реку, овраги и холмы. Проводили связи между звеньями в большой цепи, которая называется природа.
Самое главное, что можно сделать. - это объяснить, что все в природе взаимосвязано на примере самых простых и хорошо знакомых детей объектов (в том числе «цветы- бабочки» : если рвать без разбору все цветы, то бабочкам станет нечем питаться и они погибнут; поэтому в лес мы ходим, как в гости к добрым друзьям- общаться с его обитателями и любоваться, наслаждаясь красотой природы.) В процессе наблюдения за птицами, насекомыми, в лесу и в поле дети начинают понимать, что:
1) дикая природа приспособлена к самостоятельной (без вмешательства человека). жизни (ласточки летают очень быстро, за ними трудно угнаться хищным птицам, они прямо в воздухе ловят насекомых, которыми питаются и. т. д)
2) задача человека – не разрушать этот целостный и гармоничный мир грубым воздействием на жизнь его обитателей: по мере сил и возможностей оберегать их, подкармливать птиц, охранять муравейники, разводить леса и т. д.
3) человек в наше время в процессе активной хозяйственной деятельности часто негативно воздействует на среду обитания всего живого, в том числе и свою (загрязняет атмосферу, засоряет водоемы, вырубает леса и т. д.)
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, экскурсии, собрания. Родители очень помогают мне, они отзываются на любые мои просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории дет. сада и в парке. А мамы активно участвовали в выставке «ситцевая фантазия». В своих работах они отразили темы природы : это пейзажи, животные, цветы, птицы. Большую помощь мои родители оказывают при содержание живого уголка. Принимают участие в весеннее – осенних работах на цветнике и огороде, оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки.
Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности (подкормка птиц, высаживание растений, уход обитателями уголка природы и. тд., проводя праздники, утренники, игры экологический направленности и привлекая к этой работе родителей, я старалась способствовать экологическому воспитанию ребенка, развитию активного ответственного отношения к природе. И это видно по результатам диагностики. Малыши прибавляют знания и умения к концу года. У них развиваются познавательные интересы : они с удовольствием участвуют в проведении опытов. Игр, наблюдений. В природоохранной деятельности человека, участвуют в месте со взрослыми самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях.
Если я научила ребят приглядываться к ползающему муравью, к распускающейся сирени, к полету ласточки и с их помощью пробудила интерес к огромному миру природы, то можно будет считать задачей выполненной. И я думаю, что мои малыши, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его ресурсам.