Петрова Вера
Консультация «Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников
с природой родного края.
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Ребенок больше времени проводит за компьютерными играми и телевизором. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе, не заменит живого общения с ней. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с раннего возраста. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Публикация «Консультация „Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.
В любом родном крае можно найти интересные для наблюдения природные объекты : деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий его мир, умел устанавливать взаимосвязи и что самое главное, мог применить полученные знания в своей практической деятельности.
Новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых они проводят исследовательскую работу.
Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности : познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую, ценностно-ориентированную, коммуникативную.
Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Он включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: в итоге дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.
Темы наших проектов связаны с нашим родным краем. Проводятся такие проекты как «Мой родной Крестях», «Экологическая тропа», «Прогулка с интересом», «Разноцветные краски осени», «Берегите природу», «Растения нашего села», «Животные наших лесов», «Почитаемые места», «Особо охраняемые места». По продолжительности времени они занимают от 1 месяца до года.
При работе над проектом крайне важно было закрепить детьми полученные знания и умения исследовательского поиска необходимыми для проведения самостоятельных исследований и экспериментирований. В этой связи я применяла различные формы и методы, активизирующие развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности дошкольников :
-в учебной деятельности : занятия-путешествия («Путешествие капельки», опыты с водой, наблюдения за превращением воды, беседы);
-в повседневной деятельности (целевые прогулки и экскурсии на водоеме) : создание в группе зоны экспериментирования – для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований; центр воды и песка - предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук; уголок природы - для закрепления знаний широко используются дидактические игры.
-в практической деятельности : кружок «Любознайка» (опыты, наблюдения, экспериментирования на темы: «Загадка бумаги»,«Волшебница – вода», «Воздух вокруг нас», «Мыльная мастерская»); познавательная конференция «Первые шаги» на тему экологии: «Зимующие птицы моего двора», «Богатая пушнина Якутии», «Подледная рыбалка».
Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте. Такая проектная деятельность закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления, ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.