Получи документы

Ознакомление детей с окружающим миром в ходе проектной деятельности

Екатерина Дымова
Ознакомление детей с окружающим миром в ходе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её нравственное, умственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, в полной мере зависит от нас - взрослых людей. Мы обязаны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст - самый ценный и важный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно - экологических позиций личности.

Публикация «Ознакомление детей с окружающим миром в ходе проектной деятельности» размещена в разделах

Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательном стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

В настоящее время перед образовательными учреждениями поставлена задача - предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого человека и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Чтобы качественно осуществить интеграцию в образовательные учреждения, необходимо выделить формы интеграции. К таким формам можно отнести совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры. Но все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию.

Наиболее эффективной системой экологического образования в дошкольном образовательном учреждении, основанную на интегрированном подходе, интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности вообще, является проектная деятельность.

Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии дошкольников в планировании всех этапов реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

Важнейшим свойством деятельности является ее предметность. При ознакомлении с окружающей природой, предметом деятельности детей являются объекты живой и неживой природы (растения, животные, вода, воздух и др., либо непосредственно воспринимаемые, либо отраженные в понятиях и представлениях. Деятельность с такими объектами осуществляется детьми. Предметом деятельности педагога являются дети.

Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует детей на создание образовательного продукта, а на не простое изучение определенной темы. Дошкольники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача - получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему. Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени - от одного занятия до нескольких месяцев. При организации проектной деятельности мы учитываем возрастные и психологические особенности детей. Включать дошкольников в проектную деятельность мы начинаем постепенно, начиная с младшей группы. Вначале - доступные творческие задания, а уже в старшей группе дети с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

В проектной деятельности выделяются следующие этапы:

1этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности

2этап. Организационный. На этом этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта.

3этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Для себя, я выбрала долгосрочный исследовательский проект, который включает в себя творческие задания (изготовление поделок из бросового и природного материала, конкурс на лучшую кормушку, выставка рисунков и плакатов, экологические акции и флешмобы.

В прошедшем учебном году я большое внимание стала уделять экологическому воспитанию, приобщению детей к природе с целью формирования экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности. В своей работе я решаю задачи экологического воспитания через опытно - исследовательскую деятельность.

Чтобы решить поставленную задачу я действовала в нескольких направлениях:

- работала по самообразованию (изучала литературу, Интернет-ресурсы, осуществляла подбор необходимого материала, оформила уголок в помещении группы, дополнила новыми необходимыми пособиям имеющийся в группе природный уголок, работала над составлением конспектов непосредственно образовательной деятельности тематических недель будущей работы);

- работала с детьми (организация основной деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа);

- работа с родителями (консультации, беседы, оформление папок-передвижек).

Каждый год мы реализуем проект «Календарь наблюдений» за растениями, с детьми среднего дошкольного возраста, который показывает хорошие результаты. Его целью было - формирование экологической культуры у детей и их родителей, желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.

Проект я разделила на три этапа: организационный, деятельный и заключительный.

На организационном этапе я провела беседу с родителями «Знакомство с проектом» с целью привлечения их к реализации проектной деятельности. Оформила родительский уголок, где разместила рекомендации по работе с детьми по проекту.

С детьми провела беседу, о том, какие бывают растения и где они растут с целью расширения детского кругозора. Дети, выезжающие на дачи, охотно рассказывали о том, как они наблюдали за различными растениями вокруг дома. Затем я осуществляла сбор и рассматривание с детьми семян, которые воспитанники приносили из дома. Совместно с детьми, мы подготавливали почву для посадки, выращивали рассаду, воспитывая трудолюбие и развивая творческие способности.

Затем, для родителей был подготовлен фоторепортаж и презентация «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Его целью было привлечение к совместному труду всех детей в группе.

Так же на втором этапе реализации проекта я знакомила детей с произведениями, пословицами, поговорками, в которых упоминается о растениях, овощах и фруктах. Дети охотно разгадывали загадки про овощи и фрукты, что способствовало развитию их смекалки, памяти, внимания.

Мы рассматривали иллюстрации, картинки в том числе и на огородную тематику, муляжи овощей и фруктов, уточняли их форму, цвет, размер.

На протяжении проекта мы занимались продуктивной деятельностью : рисовали овощи и фрукты, раскрашивали раскраски, лепили из пластилина фрукты и овощи, применяя раннее приобретённые умения и навыки, тем самым, я старалась воспитывать в них желание заниматься творчеством самостоятельно.

К реализации проекта я старалась привлечь родителей своих воспитанников, поэтому дети совместно с родителями выполняли творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.

Когда наши посевы проросли, я учила детей ухаживать за рассадой: правильно поливать, рыхлить почву, прореживать всходы.

В ходе реализации проекта я вела работу по созданию фотоальбома для родителей «Дневник наблюдений за рассадой», где поэтапно отобразила проделанную мною и детьми огромную работу по реализации проекта.

На заключительном этапе проекта «Дневник наблюдений» была организована выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями и связанных с тематикой проекта, а также презентация фотоальбома «Дневник наблюдений за рассадой».

К концу проекта у детей сформировались представления о растениях, овощах и фруктах, обогатился их словарный запас. Мои воспитанники научились бережно относиться к природе, стали охотно помогать ухаживать за комнатными растениями в живом уголке и за цветочной клумбой на участке детского сада, активно применяя знания, полученные в процессе проектной деятельности.

Проектная деятельность - новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные» Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, художественной литературе в разновозрастной группе.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Наш цветник»Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Наш цветник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида№ 29» Конспект непосредственной образовательной.

Конспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группыКонспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группы НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое - неживое». Цель: Сформировать.

Конспект образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Осень»Конспект образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Осень» Образовательная деятельность в средней группе по ознакомлению с окружающим природным миром на тему «Осень» с использованием технологии «Лэпбук».

Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет)Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет) Декабрь выдался напряженным и насыщенным в работе, наверное, как и умногих из вас. В нашем ДОУ в этом месяце проходит конкурс зимних проектов.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности. ФотоотчетОзнакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности. Фотоотчет Тема самообразования ««Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности» Темой моего.

Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группыОзнакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группы Ознакомление с окружающим миром для младшей группы "Знакомство с осенью" Задачи 1. Знакомить детей с понятиями о зимовке животных. 2. Закреплять.

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши»Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши» Занятие "Домашние животные, домашние птицы. Их детеныши". Задачи: Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать реалистические.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Перспективное планирование «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе 1. «Я – человек» Цели: Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках; - Учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей с окружающим миром в ходе проектной деятельности
Опубликовано: 19 ноября 2022 в 14:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление детей с окружающим миром в ходе проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Дымова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД