Диана Черкасова
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительного к школе возраста с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь».
Цель: духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы и художественного творчества.
Задачи:
-учить детей внимательному прослушиванию литературного произведения;
-формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительного к школе возраста с художественной литературой» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
-развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение;
-развивать кругозор, способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной речи;
-воспитывать бережное отношение к животным, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения;
-выявить отношение детей к таким нравственным категориям, как сострадание, добро, зло.
Материалы и оборудование: портрет К. Д. Ушинского, иллюстрации к произведению, цитаты.
На доске высказывания:
«Добро и зло во власти всех людей,
Но зло твориться без труда,
Добро творить – трудней!»
(Низами)
«Мы всегда в ответе за тех, кого приручили (А. С – Экзюпери)
«Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность».
(Л. Н. Толстой.)
«Хочу, чтоб вас, зверей моей земли,
За вашу помощь люди берегли» .
(Н. Тихонов.)
Ход занятия:
1. Воспитатель обращает внимание детей на портрет К. Д. Ушинского.
-Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицер, мама домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился на хорошо и отлично. После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. Так появилась знаменитая книга «Родное слово», которая принесла Ушинского Славу народного учителя. Он написал много рассказов для детей, некоторые из них мы с вами читали («Четыре желания», «Дремучий медведь»и др.). Сегодня я прочту вам рассказ К. Д. Ушинского «Слепая лошадь». Мы попытаемся открыть тайны незнакомых нам слов, использованных в произведении; определить жанровые особенности прочитанного текста, найти ключик, который откроет нам секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми.
Чтение рассказа.
Отвечаем на вопросы по тексту рассказа:
-Где происходили действия рассказа?
-Как звали главного героя? Что о нем узнали?
-Что узнали о любимом коне Уседома?
-Как Догони-Ветер спас жизнь своего хозяина?
-Какое обещание дал Уседом по возвращении домой?
-Отчего стал болеть Догони-Ветер?
-Сдержал ли свое обещание Уседом?
-Что происходило с Догони-Ветром, когда он оказался на улице?
-Почему слепая лошадь позвонила в колокол?
-Какое решение вынесли люди на площади?
-Что вы можете сказать о поступке купца?
- Почему люди поступают несправедливо по отношению к старым домашним животным?
- Как нужно поступать с домашним животным, которое уже состарилось и не может больше помогать человеку?
-Чему же учит нас этот рассказ?
Этот рассказ учит нас тому, что за добро надо платить добром. А ведь добро, доброта начинаются часто с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим». К сожалению, человек не всегда достойно ведет себя по отношению к домашним животным, вчерашним своим друзьям. Сколько в городах бездомных собак и кошек! Бывают такие случаи, когда сердце человека черствеет и он предает друга.
Этот рассказ учит нас доброте, честности, отзывчивости, дружбе.
-Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?
«Дружба дороже денег», «Сам погибай, а товарища выручай».
Воспитатель: Я тоже знаю очень хорошую пословицу:
«Друга ищи, а найдешь, береги!»
-Как вы думаете, какие правила необходимо выполнять, чтобы быть добрым человеком?
Чтобы быть добрым, нужно:
-уметь любить людей знакомых и незнакомых,
-делать добро людям и не ждать за это благодарности,
-уметь прощать людей,
-уметь радоваться успехам других людей,
-не оставаться равнодушным, если кому-то плохо, прийти на помощь.
Игра с мячом «Каким делает человека доброта?»
-Доброта делает человека красивым, обаятельным.
-У него выражение радости и покоя на лице.
-От доброго человека исходит тепло.
-У доброго человека милая улыбка на губах.
-У него добрый и ласковый взгляд.
Подведение итога урока.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Ребята, давайте попробуем нарисовать с вами доброту и подарим свои рисунки мамам.