Овчинникова Ольга
Из опыта работы «Формирование профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на педсовете
«Формирование профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»
(Сообщение из опыта работы)
Воспитатель
Овчинникова О. Н.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями, стараясь предопределить профессиональную судьбу.
Публикация «Из опыта работы „Формирование профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы“» размещена в разделах
Дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный этап, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Именно в дошкольном возрасте формируются привычные представления о мире профессий, и проявляется интерес к трудовой деятельности через организацию сюжетно-ролевых игр. Сюжетно - ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребё нка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребёнок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Сюжетно – ролевая игра обеспечивает ребёнку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений и позволяет наиболее полно реализовать себя, достичь состояния полного эмоционального комфорта. По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности. Учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.
У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т. д.)
С возрастом игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.
Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры.
Задача дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.
Для знакомства с профессиями взрослых, можно использовать такие игры с предметами: «Юные стилисты» (дети должны собрать предметы, необходимые стилиста: игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди - воспитанники выбирают из множества разнообразных предметов);
«Строители городов» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке - игрушечные - кирпичик, кран, трактор);
«Кому что нужно для работы?»; «Ты - врач. Расскажи, что ты делаешь?»; «История вещей. Из чего мы сделаны?».
Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощи, - всё это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.
Таким образом, формирование представлений о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.