Могутова Ольга
Открытый урок во 2 классе «Святые земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Святые земли русской.
Александр Невский и Сергий Радонежский.
Тип урока : усвоение новых знаний
Цель урока : 1. сформировать представления образа Александра Невского и С. Радонежского в музыке, изобразительном искусстве. 2. привить детям уважительное отношение к истории, традициям, музыке Христианства, духовным, нравственным ценностям. 3. формировать способность к художественно – образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;
Задачи: Направленные на достижение личностных результатов:
Публикация «Открытый урок во 2 классе „Святые земли русской“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;
- создать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;
- продолжить формировать способность к художественно – образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;
- воспитание патриотизма и любви к Родине; - развитие вокально – хоровых навыков.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать навыки самостоятельной творческой и исследовательской деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения и обобщения;
- совершенствовать умения обучающихся анализировать информацию, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности;
- формировать коммуникативные компетенции;
- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки. Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- знание жанров вокально-хоровой музыки (кантата, молитва, песнопение);
- умение эмоционально и осознанно относиться к искусству.
Планируемые результаты: Личностные УУД: формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир, в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки, на живописные, литературные, музыкальные и кино-образы; воплощать художественно-образное содержание музыки в пластике, драматической постановке, пении.
Познавательные УУД: извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний, представленную в разных формах (текст, слайд, иллюстрация и т. д); ориентироваться в своей системе знаний; переработав полученную информацию, делать выводы.
Регулятивные УУД: оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме, слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, размышлять о характере музыки, фильма; подбирать слова, отражающие содержание произведений.
. Предметные УУД: уметь объяснять значение терминов, расширять знания о музыке, о жизни святых.
План урока
1. Привлечение внимания. Музыкальное приветствие.
На нашем уроке сегодня будут присутствовать гости. Предлагаю поприветствовать гостей музыкальным подарком. Исполним для них песню Осень, с которой нам скоро придётся попрощаться.
Песня «Осень»
Урок у нас творческий, музыкальный. Лучшая похвала музыканта – это аплодисменты. Мы их с вами раздаём в конце урока всем ребятам. Сегодня, вы можете понаблюдать за ребятами и отдать комплимент кому кому, только одному однокласснику, который, на ваш взгляд, проявит себя лучше остальных.
2. Актуализация знаний. Лайк разминка (лови ошибку) - Повторение ранее изученного материала.
1. Перед вами музыкальный ударный инструмент Колокол (слайд)
2. Колокол сделан из дерева
3. Первый колокол был сделан по типу цветка ромашка.
4. Колокольный звон является неофициальным символом России.
5. Сейчас прозвучал тип колокольного звона под названием Набат.
У многих храмов и церквях есть колокольня. Очень красивые в России церкви и храмы. А что мы можем увидеть, если зайдем внутрь церкви? (иконы).
3. Целеполагание.
- Посмотрите на доску, перед вами иконы Святых. Как вы считаете, за что причисляли к лику святых? (за добрые дела).
- У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят.
И с каждым веком эта память не стирается о героях, а наоборот становится ярче и светлее. Именно доблестным, мужественным людям мы посвящаем на урок, которые после смерти были причислены к лику святых. Мы сегодня познакомимся с именами Святых. Какого государства?
4. Представление нового материала.
Тема урока «Святые земли русской». (запись в тетрадь)
Сергий Радонежский
Работа с карточками - на слайде
(учение с трудом, строительство)
Отдали Варфоломея отдали в семилетнем возрасте. Его братья быстро освоили чтение, а Варфоломей всё никак не мог научиться. Родители ругались, а мальчик никак не мог выучиться и "со слезами молился Богу".
Однажды в поле Варфоломей увидел молящегося монаха. Рассказал ему о своей беде и попросил за него помолиться Богу. После молитвы старец дал мальчику кусок святой просфоры и велел съесть её, предсказав, что теперь он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников. Так и произошло. Знания он передавал своим ученикам. И сегодня считается покровителем учащихся.
За свою жизнь Сергий основал пять монастырей. Русская церковь традиционно считает днём его рождения 3 мая 1314 года.
Работа в тетради. Запишите имя и фамилию святого
В честь Святые иметься музыкальное произведение Стихира. Закройте глаза, внимательно послушайте и ответьте на вопрос- Что вы почувствовали, когда слушали эту музыку?
Ответьте на вопрос - Что вы почувствовали, когда слушали эту музыку?
Только ли за богоугодные дела могут причислить к лику святых? Еще за что? (за отвагу, за защиту родины).
Александра Невского тоже причислили к лику Святых через 100 лет после Сергия Радонежского за мужество и защиту нашей Родины.
- Благодаря летописи мы знаем всё, что происходило в древние века. Свиток- так назывался листок, на котором писали важные исторические события. Именно они нам помогут узнать о жизни Александра Невского.
Поиск свитков.
(победа на реке Неве, Ледовое побоище, кантата)
Ножки у него четыре,
Он стоит в любой квартире,
В центре комнаты, у стенки,
Ставим на него тарелки.
В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на реке Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал князя Александром Невским.
Если что-то отключить,
То компьютер замолчит,
Тугоухий, как медведь —
Ничего не сможет спеть.
Спустя два года, в 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев.
В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет.
Русский композитор С. С. Прокофьев - в честь Александра Невского написал музыкальное произведение - кантату, которую так и назвал «Александр Невский».
А что такое кантата? Это новое для нас определение. Для того чтобы определить к какой музыке относиться этот жанр послушаем финальный хор из кантаты «Вставайте, люди русские». Запишите название хора в тетрадь.
Анализ хора
• Как звучит хор? (решительно, призывно)
• Меняется ли характер музыки? (меняется)
• Какой характер у Александра Невского? (решительный, твёрдый, мужественный)
• А какой инструмент создаёт ещё более тревожный характер? (колокол)
Выберите, методом исключения, определение, которое подходит для термина «Кантата».
слайд
- Кантата – это крупное произведение, которое исполняют: оркестр, солисты и хор. Запишите определение в тетрадь.
5. Сопровождение обучения – Слайд - Приём мнемотехники
6. Проверка новых знаний. Прослушайте ещё раз 1 часть хора «Вставайте, люди русский». Определите характер музыки. Выберите слова из словаря настроений, которые подходят для музыки.
Работа в парах
(на стикере пишут 2 слова, которые характеризуют музыку и приклеивают на доску)
7. Обратная связь. Давайте пошушукаемся (работа в парах) - отвечают на 2 вопроса: 1. Узнал, что …. Мне понравилось…
Фронтальный опрос
8. Оценивание. Выбор карточки с правильными утверждениями. Встают возле этой карточки.
9. Практическая значимость. Мы будущее России - и наша с вами задача помнить имена людей, которые сражались за нас. Хор «Вставайте, люди русские» нам рассказывает о том, какие русские люди сильные, мужественные, единые и наша страна непобедима. На каком празднике мы могли бы исполнить этот хор? Работа с презентацией.
10. Вокально –хоровая работа. Распевание. Разучивание 1 части хора.
11. Комплименты
12. Творческие задание на дом. Баночка из прошлого.
13. Огромное спасибо за урок. Вы были молодцы! Лучшая похвала музыкантам это – аплодисменты!