Папки-передвижки

«Что за прелесть эти сказки». Краткосрочный творческий проект для средних дошкольников

Юлия Буслаева
«Что за прелесть эти сказки». Краткосрочный творческий проект для средних дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ

(для среднего дошкольного возраста)

Актуальность темы.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Темочки:

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Гипотеза.

Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Тип проекта.

- Информационно-творческий

- Кратковременный

- Групповой.

Методы.

Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизацИИ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, СЛУШАНИЕ ПЕСЕН.

Участники проекта.

Дети средней группы, воспитателИ, ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ,МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, родители.

Цель проекта :

развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.

Задачи проекта :

Дети:

- продолжать знакомить со сказками;

- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- обогащать и расширять словарный запас детей.

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

- развивать артистические способности;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- формировать навыки сотрудничества;

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма ВО ВСЕХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Родители:

- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- развиТИЕ у родителей способностЕЙ видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Содержание проекта строится на принципах:

Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

Принцип обогащения мотивации речевой, ИГРОВОЙ, ДВИГАТЕЛЬНОЙ деятельности.

Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе.

Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного, ДВИГАТЕЛЬНОГО и речевого развития детей.

Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, музыки.

Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

Планируемый результат:

- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

- развитие интереса к русской литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- сбор информации, литературы, дополнительного материала.

- составление перспективного плана работы.

Перспективный план.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ Дидактические игры: «Сказочное лото», «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки, «Помоги сказочным героям», «Сложи картинку», «Сказочные кубики», просмотр и обсуждение мультфильмов по сказкам.

ПОЗНАНИЕ Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок, просмотр презентаций «Русские народные сказки», «Сказки дедушки Корнея», «Что за прелесть эти сказки».

КОММУНИКАЦИЯ НОД и ДОД «По страничкам любимых сказок», «Поможем жителям Цветочного города», «Сказка ложь, да в ней намёк».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Чтение, обсуждение и пересказ сказок.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО НОД : ИЗО – «Из какой я сказки, «Моя любимая сказка»; Аппликация – «Сказки – подсказки В. Сутеева», «Зимняя сказка»; Лепка – «Сундучок со сказками».

ТРУД Коллективный ручной труд: помощь в изготовлении театра на фланелеграфе «Дюймовочка». Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Необычный теремок»

ЗДОРОВЬЕ НОД «Айболиту мы поможем и здоровыми быть сможем».

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Спортивное развлечение «Там, на неведомых дорожках»

БЕЗОПАСНОСТЬ Совместная деятельность с детьми «Сказки дедушки Лесовичка»

МУЗЫКА Разучивание песен о сказках и сказочных персонажах, слушание произведения П. Чайковского «Щелкунчик».

Работа с родителями Консультация «Приучайте детей к чтению»; «Знакомство со сказками». Папка – передвижка «Сказка в жизни вашего ребёнка», подготовка атрибутов к спортивно – литературному празднику.

Пути реализации проекта :

1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

2. Оформление уголка «Лукоморье».

3. Организация выставки детско-родительских рисунков по мотивам сказок.

4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми:

5. Чтение русских народных, зарубежных, авторских сказок.

6. Рисование детьми героев сказок.

7. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

8. Пересказ прочитанных сказок, их драматизация.

9. Самостоятельное составление сказок.

10. Рассказывание сказок собственного сочинения.

11. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.

12. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

13. Загадки о сказках, героях сказок.

14. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

15. Слушание музыкальных произведений о сказках и по сказкам.

Содержание работы с родителями:

16. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

17. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам, изготовление атрибутов для театрального уголка).

18. Чтение сказок с детьми.

19. Придумывание сказок с детьми.

20. Помощь в пополнении книжного уголка книгами со сказками.

21. Пополнение «волшебными» вещами уголка «Лукоморье».

II. Этап – Исследовательский.

- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

- выполнение проекта.

III. Этап – Заключительный

- презентация проекта;

- театрализация сказки «Необычный теремок»;

-спортивно – литературная родительская встреча «Там, на неведомых дорожках».

- подведение итогов, анализ ожидаемого результата;

- обобщение результатов работы.

Заключение

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого, двигательного, социально – коммуникативного, художественно-эстетического развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами всех областей развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.

Публикации по теме:

«Тетушка Осень». Творческий краткосрочный музыкальный проект«Тетушка Осень». Творческий краткосрочный музыкальный проект "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Краткосрочный творческий проект «Зоопарк»Краткосрочный творческий проект «Зоопарк» Разработала и провела воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №5 г. Сергиево Посада Орлова Надежда Владимировна. Подготовительная.

Долгосрочный проект «Что за прелесть эти сказки…» Тип проекта: творческий, долгосрочный. Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители. Сроки проекта: сентябрь 2016 по май2017. Актуальность:.

Краткосрочный познавательно-творческий проект «Огород на окне» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Что за прелесть эти сказки». Краткосрочный творческий проект для средних дошкольников
Опубликовано: 30 января 2025 в 08:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Что за прелесть эти сказки». Краткосрочный творческий проект для средних дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Буслаева (УИ 2880224) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД