Юлия Буслаева
«Что за прелесть эти сказки». Краткосрочный творческий проект для средних дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»
(для среднего дошкольного возраста)
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Темочки:
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта.
- Информационно-творческий
- Кратковременный
- Групповой.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизацИИ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, СЛУШАНИЕ ПЕСЕН.
Участники проекта.
Дети средней группы, воспитателИ, ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ,МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, родители.
Цель проекта :
развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи проекта :
Дети:
- продолжать знакомить со сказками;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма ВО ВСЕХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развиТИЕ у родителей способностЕЙ видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Содержание проекта строится на принципах:
Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
Принцип обогащения мотивации речевой, ИГРОВОЙ, ДВИГАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного, ДВИГАТЕЛЬНОГО и речевого развития детей.
Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, музыки.
Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Планируемый результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ Дидактические игры: «Сказочное лото», «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помоги сказочным героям», «Сложи картинку», «Сказочные кубики», просмотр и обсуждение мультфильмов по сказкам.
ПОЗНАНИЕ Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок, просмотр презентаций «Русские народные сказки», «Сказки дедушки Корнея», «Что за прелесть эти сказки».
КОММУНИКАЦИЯ НОД и ДОД «По страничкам любимых сказок», «Поможем жителям Цветочного города», «Сказка ложь, да в ней намёк».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Чтение, обсуждение и пересказ сказок.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО НОД : ИЗО – «Из какой я сказки?», «Моя любимая сказка»; Аппликация – «Сказки – подсказки В. Сутеева», «Зимняя сказка»; Лепка – «Сундучок со сказками».
ТРУД Коллективный ручной труд: помощь в изготовлении театра на фланелеграфе «Дюймовочка». Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Необычный теремок»
ЗДОРОВЬЕ НОД «Айболиту мы поможем и здоровыми быть сможем».
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Спортивное развлечение «Там, на неведомых дорожках»
БЕЗОПАСНОСТЬ Совместная деятельность с детьми «Сказки дедушки Лесовичка»
МУЗЫКА Разучивание песен о сказках и сказочных персонажах, слушание произведения П. Чайковского «Щелкунчик».
Работа с родителями Консультация «Приучайте детей к чтению»; «Знакомство со сказками». Папка – передвижка «Сказка в жизни вашего ребёнка», подготовка атрибутов к спортивно – литературному празднику.
Пути реализации проекта :
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2. Оформление уголка «Лукоморье».
3. Организация выставки детско-родительских рисунков по мотивам сказок.
4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми:
5. Чтение русских народных, зарубежных, авторских сказок.
6. Рисование детьми героев сказок.
7. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
8. Пересказ прочитанных сказок, их драматизация.
9. Самостоятельное составление сказок.
10. Рассказывание сказок собственного сочинения.
11. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
12. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
13. Загадки о сказках, героях сказок.
14. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
15. Слушание музыкальных произведений о сказках и по сказкам.
Содержание работы с родителями:
16. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
17. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам, изготовление атрибутов для театрального уголка).
18. Чтение сказок с детьми.
19. Придумывание сказок с детьми.
20. Помощь в пополнении книжного уголка книгами со сказками.
21. Пополнение «волшебными» вещами уголка «Лукоморье».
II. Этап – Исследовательский.
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- выполнение проекта.
III. Этап – Заключительный
- презентация проекта;
- театрализация сказки «Необычный теремок»;
-спортивно – литературная родительская встреча «Там, на неведомых дорожках».
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата;
- обобщение результатов работы.
Заключение
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого, двигательного, социально – коммуникативного, художественно-эстетического развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами всех областей развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.