Солодкова Татьяна
Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Род имен существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный урок разработан для учащихся 2 классов. Цель урока : дать понятие о категории имен существительных. Урок построен на основе применения 7 моделей Кембриджской Программы. В ходе урока реализуются следующие стратегии критического мышления: мозговой штурм, диалоговое обучение, обучение лидерству, обучение в соответствии со способностями учащихся, самооценивание и взаимоценивание, технологии ИКТ, формативное оценивание, рефлексия и другие. На стадии вызова перед учащимися ставится проблемная задача, в ходе выполнения которой они определяют тему урока, его цели и конечный результат. Применяются такие стратегии как работа по сарбонкам, гимнастика для глаз. Далее идет мозговой штурм, в ходе которого составляется кластер об имени существительном. Работа групповая, по ее окончании спикер от каждой команды защищает свой проект. На стадии осмысления - грамматическая сказка. стратегия "7 шляп", групповые обсуждения. Заканчивается урок рефлексией - смайлы-настроения.
Публикация «Открытый урок по русскому языку во 2 классе „Род имен существительных“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Поурочный план учителя начальных классов КГУ «СШ №4 с ДМЦ» Солодковой Т. В.
Класс : 2 "В" Предмет: русский язык Дата : Урок №
Тема: Род имен существительных
Цель урока : Дать понятие о категории рода имён существительных.
Цели урока :
1. Дать понятие о категории рода имён существительных. Упражняться в определении рода имён существительных с помощью местоимений и окончаний.
2. Повторение фонетики и фонетического разбора. Повторение правописания безударных гласных в корне. Повторение правописания разд.
Воспитывать умение работать в паре, группе, взаимоуважение, взаимопомощь, внимательность, уважение к окружающей природе.
Результат обучения Умеют определять число имен существительных
Тип урока урок усвоения новых знаний;
Этапы и структура урока (с указанием времени.) Ход урока
Действия учителя Действия ученика. Стратегии. Модули.
1. Стадия вызова.
15 мин Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)
Установка на урок : У меня все получится по тому - что я знаю, я умею, я могу!
Работа по сарбонкам Зрительный диктант (см. приложение)Проверка домашнего задания Чистописание
1 Повторение пройденного об имени существительном.
1. Гимнастика для глаз.
Учитель: Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.
Дети: Рисунок.
У. Какой частью речи является данное слово? Докажите.
Д. Слово рисунок является именем существительным, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.
У. Что мы уже знаем об имени существительном?
Д. Имя существительное – это часть речи.
– Отвечает на вопросы кто? и что?
– Обозначает предмет.
– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.
– Встречаются имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, например, ножницы, и форму только единственного числа, например, молоко.
(В результате на доске появляется следующая схема)
Имя существительное –
часть речи
кто? что?
предмет
одушевленное неодушевленное собственное нарицательное число
единственное множественное
Преподавание с учетом возрастных особенностей.
Работа в парах
Оценивание для обучения
(формативное)
Прием «верно-неверно»
2. Стадия осмысления.
28 мин
4 Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
2. Постановка учебной задачи.
У. В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.
У. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.
3. Грамматическая сказка.
У. Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода ( туда попали слова: муж, папа, дядя, стул,). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода ( туда попали слова: жена, бабушка, весна,). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо,)”.
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
У. На какие три группы делятся имена существительные?
Д. Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.
(На доске вместо знака вопроса появляется соответствующая запись)
род
мужской женский средний
У. Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.
А вот и секрет (плакат) :
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
У. Пользуясь секретом королевы запишите имена существительные в три столбика по родам.
м. р. ж. р. ср. р.
(он, мой) (она, моя) (оно, моё)
(Три ученика работают у доски)
вой постель окно
конь осина колесо
малыш пурга гнездо
доктор
котенок
У. Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.
5 Работа по теме урока
Работа по картинке, упр. 363: найти имена существительные, которые относятся к мужскому, женскому и среднему роду.
Умение группировать существительные, упр. 365. Как распределить имена существительные по роду?
6 Динамическая пауза.
Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают)
Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся. (Встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и полетел. (Руки влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)
7 Самостоятельная работа
Упражнения на определение рода имен существительных, упр. 368. Проверка – фронтально.
8 Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Задайте друг другу вопросы по теме урока.
По каким признакам определяется род имен существительных? ( Учитель уточняет представления детей: имена существительные относятся к одному из трех родов, но никогда не изменяются по родам.)
9 Домашнее задание.
Упр. 367. Написать по 2 слова каждого рода объединенных темой «Учебные вещи».
Диалоговое обучение
Оценивание для обучения и оценивание обучения-формативное
Диалоговое обучение
Модуль ИКТ
Учет возрастных особенностей
Работа в парах
Формативное оценивание -самооценивание
Критическое мышление-развитие
Формативное оценивание
Лидерство в обучении
Сумативное оценивани
3. Стадия рефлексии
2 мин Спасибо всем за работу на уроке
- Отобразите настроение от урока
Ответы учеников