Ольга Печникова
Открытый урок по русскому языку в 7 классе коррекционной школы по теме «Однородные члены предложения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №14 п. Надвоицы
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме :
«Однородные члены предложения»
Учитель: Печникова О. М.
Тема урока : однородные члены предложения
Публикация «Открытый урок по русскому языку в 7 классе коррекционной школы по теме „Однородные члены предложения“» размещена в разделах
Цель урока : развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения;
Задачи урока :
• Обобщить знания об однородных членах предложения;
• Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.
• Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союзы, и когда их нет.
• Формировать и развивать способность находить ряды однородных членов предложения;
• Продолжать развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас.
• Формировать навык правильного употребления слов в соответствии с их лексическим значением.
• Развивать словесно-логическую память, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, планировать умственные действия.
• Воспитывать самостоятельность, усидчивость. Совершенствовать навыки самоконтроля.
• Воспитывать умение учащихся работать в коллективе, сотрудничать между собой и учителем.
• Формировать позитивную самооценку.
• Воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи;
• Формировать нравственные качества учащихся: этические нормы поведения, толерантность, чуткость и отзывчивость.
• Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умения дарить душевное тепло, внимание и доброту;
Оборудование и учебный материал: напечатанные слова на карточках, схемы, предложения, пословицы, слова для предложений, гора Знаний со смайликами, листы с тестированием, презентация, словарь русского языка Ожигова
I. Организационный момент
Цель: Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.
1. Приветствие.
2. Создание благоприятной атмосферы на уроке.
II. Вводно-мотивационный этап.
- Скажите о себе.
- Какой я?
Задание 1:
- Каждый выйдет к столу, найдет соответствующую карточку, прочитает ее вслух и разместит на доске (добрый, приветливый, веселый, отзывчивый, заботливый, неравнодушный, трудолюбивый, творческий, старательный, вежливый, культурный, аккуратный, вдумчивый, веселый, внимательный, верный, добропорядочный, жизнерадостный, искренний, ласковый, надежный, ответственный, справедливый, терпеливый).
- Эти слова помогут разобраться в теме урока, а какая она, вы сформулируете позже, а сначала послушайте историю.
«Коля заболел! Лежит в постели, на шее компресс, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не приходит. Лежит Коля скучает, смотрит в окно. А что с третьего этажа увидишь лежа? СЛАЙД 1
И вдруг мальчик видит, что к самому окну желтый шарик поднялся. СЛАЙД 2
Он подошел к окну, смотрит вверх-вниз. Что такое? Ничего не понимает. Потом пригляделся: на шарике рожица нарисована. Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал!» И стало Коле приятно. Кажется, пустяк, простой шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку подергивает, а рядом все ребята стоят и советы дают. Хорошо, когда о тебе помнят друзья!»
Задание 2:
- Составить предложение, используя данные слова
(Настоящие друзья должны быть (зачитать слова с доски, на карточках).
III. Формулирование темы и сообщение цели.
- Как называются это предложение со словами? (предложение с однородными членами предложения). СЛАЙД 3.
На уроке будем обобщать знания по теме «Однородные члены предложения», находить в тексте однородные члены предложения, правильно расставлять знаки препинания, употреблять их в своей речи.
- Что такое дружба? (Ответы учащихся)
Иногда в жизни каждого человека возникают такие проблемы, которые решить в одиночку крайне трудно или вообще невозможно. Тогда нам нужен человек, который сможет помочь советом или делом. Если такой человек есть, то можно быть уверенным в том, что никогда не останешься один, что всегда рядом будет тот, с кем можно поговорить, обсудить какие-либо жизненные вопросы, кому можно поведать свои самые сокровенные тайны.
- Так кто же такой друг? (Ответы учащихся)
Друг – это близкий по интересам и духу тебе человек, который готов всегда помочь в трудной ситуации, может дать совет. С другом всегда приятно общаться и проводить вместе время. С таким человеком можно поделиться секретами, обсудить личные вопросы, будучи уверенным, что тебя не предадут.
- О дружбе мы и будем сегодня говорить на уроке.
IV. Актуализация знаний
1. Задание 3: СЛАЙД 4.
- Вспомним важные знания об ОЧП.
- Закончите высказывания:
«Отвечают на (один и тот же вопрос)»
«Относятся к (одному и тому же слову)»
«Выражаются (одной и той же частью речи)»
«Произносятся (с интонацией перечисления)»
«Соединяются при помощи (союзов)»
3. Задание 4: СЛАЙД 5.
- Поиграем в игру «Хлопай-топай» : при чтении предложения с ОЧП – хлопаем в ладоши, без ОЧП – топаем.
Друг и в горе, и в радости рядом.
Старый друг лучше новых двух.
Дружба и братство дороже богатства.
Сам погибай, а товарища выручай.
Крепкую дружбу топором не разрубишь.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
3. Задание 5:
- Найдите схемы, соответствующие предложениям с однородными членами предложения (На партах карточки с разными схемами)
- Повторим правила постановки знаков препинания при ОЧП.
4. Коллективная работа.
Задание 6:
- Совместная, общая деятельность в коллективе объединяет, сплачивает людей. Сейчас вы выполните коллективную работу и составите предложение.
(Обучающиеся получают карточки со словами и знаками препинания)
- Составьте предложение и расставьте правильно знаки препинания
Дружба излечит, горы свернет, реки переплывет.
- Какое предложение?
- Почему?
- Измените предложение, добавив одну часть речи и убрав слова, чтобы оно стало без знаков препинания.
- Повторим правило постановки запятых в предложениях с однородными членами предложения.
5. Задание 7: (работа в парах)
- Д/игра «Наоборот» : я показываю схемы, вы находите соответствующие предложения.
- Найти предложения, соответствующие показанным схемам
(На партах карточки с предложениями)
• Друг и выслушает, и утешит, и поможет.
• Друг всегда поддержит в горе, но и порадуется удачам.
• Хороший друг бежит, когда беда у тебя, а друг плохой бежит, когда готова еда у тебя.
• Настоящего друга трудно найти и можно ошибиться в выборе.
• Дружба нас воспитывает, учит, обогащает.
6. Словарная работа.
- Перейдем к словарной работе и узнаем о значении некоторых добрых слов.
Задание 7:
- На доске записаны части слов, мы должны найти их вторые добрые половинки.
МИЛО-СЕРДИЕ (милость + сердце)
- Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др., сочувствие, готовность делать добро.
ДОБРО-ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ (добрый + желание)
- Желать добра другим, готовность содействовать, умение слушать, умение владеть собой.
ВЕЛИКО-ДУШИЕ (великий + душа)
- Выражается в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами ради других людей, щедрость души, благородство, снисходительность
- Разберем слова по составу и объясним значение каждого слова.
- Откроем словари и найдем значение каждого слова. (Ученик зачитывает значение слов в словаре)
Вывод: Милосердие и доброта, великодушие и доброжелательность -… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Мы начали осознавать, что самым острым дефицитом стали в нашей жизни человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Мне бы очень хотелось, чтобы в основе ваших отношений была доброта.
7. Зарядка для глаз (видео)
8. Работа в парах.
Дидактическая игра «Найди пару»
- Какими вы можете терпимыми, сдержанными мы сейчас и посмотрим.
Задание: У меня в руках 4 пословицы о дружбе, я их разрезаю на 2 части и раздаю вам половинки. Вы должны найти свою половинку, собрать пословицу и объяснить смысл.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дерево сильно корнями, а человек друзьями.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Вместе тесно, а врозь - скучно.
9. Проверка знаний – тестирование.
1. Расставь знаки препинания в схемах при однородных членах
но
а
2. Исправь ошибку в знаках препинания:
Знание, и мудрость украшают человека.
3. Подчеркни схему для предложения :
Любому молодцу и честность, и скромность, и смелость к лицу.
, ,
и, и, и
4. Вычеркни предложение без однородных членов :
Стало на сердце тепло и радостно от ее приятных слов.
Стало на сердце тепло от ее приятных слов.
5. Подчеркни недостающее слово:
Дружба, как стекло – разобьешь … (не прикрутишь, не замажешь, не склеишь)
6. Расставь знаки препинания в предложении :
Ложь зависть жадность мешают дружить.
7. Начерти схему предложения для этого предложения.
8. Измени окончание, составь предложение, поставь знаки препинания: Человек ценить не по слово а по дело.
10. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Какую тему обобщали? Какие знания усвоили?
СЛАЙД 6.
- Представьте, что мы стоим у горы Знаний. Сегодня на уроке мы совместно преодолевали ее, падали, спотыкались, поднимались, но шли. Думали, размышляли, помогали друг другу. Одному идти сложнее, чем с друзьями.
• Вам трудно находить ОЧП, вы сомневаетесь в постановке знаков препинания - вы находитесь у подножия горы;
• Кто научился определять ОЧП, но иногда сомневается и нуждается в поддержке – размещаемся на склоне горы;
• Те учащиеся, которые легко и без ошибок выполняют задания – поднимаются на вершину горы.
- Разместитесь на горе Знаний (Учащиеся размещают смайлики)
Вывод: Нам еще есть, над чем работать, к чему стремиться, чтобы покорять горы Знаний.
- И в конце урока я хочу пожелать :
СЛАЙД 7.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте
Берегите друг друга
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом с другом побудьте!