Анна Кутумова
Конспект открытого урока «М. М. Зощенко «Елка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока: Урок введения нового знания.
Цели урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся с новым произведением;
-отрабатывать навык выразительного чтения.
Коррекционно-развивающие:
-корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
-пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
-развивать связную устную речь учащихся.
Воспитательные:воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
Планируемые результаты:
личностные:
Публикация «Конспект открытого урока „М, М, Зощенко „Елка“» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-самоопределение – имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика;
-смыслообразование – имеют ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и незнания;
-нравственно- этическая ориентация – способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях;
метапредметные:
регулятивные – осуществляют контроль своих действий, участвуют в оценке результатов деятельности;
коммуникативные – входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию;
познавательные – выделяют события, видят их последовательность в произведении, формулируют познавательную цель;
предметные: пересказывают содержание рассказа по вопросам учителя, эмоционально реагируют на события произведения при слушании и чтении.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок
- Посмотрите за окно. За окном у нас зима. Сядь на стульчик та, как падает снежок на землю. Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Потому что для страны
Люди умные нужны.
- В такой морозный зимний день так хочется солнечного света и тепла. На столах у каждого из вас лежит солнышко, мы будем пририсовывать ему лучи как только что – то новое узнаем или чему – то научимся на уроке. И в конце урока солнце порадует нас своим светом и теплом.
СОЛНЦЕ
А теперь за работу.
- «Закройте глаза и скажите: «У меня все получится. Я все смогу»
II. Давайте составим совместный план урока
1. Проверка домашнего задания
2. Знакомство с новым материалом.
3. Закрепление.
4. Итог.
Проверка домашнего задания.
- Ребята, есть такая сказочная, удивительная и прекрасная страна по которой мы сейчас путешествуем.
- О какой стране идёт речь? Стране детства
- Давайте вспомним, с каким произведением из раздела «Страна детства» мы познакомились на прошлом уроке? («Корзина с еловыми шишками»)
-Кто автор? (К. Г. Паустовский)
- Кто главные герои в этом произведении? (Эдвард Григ, Дагни Педерсен, рояль)
- С какими мыслями мы перевернем последнюю страницу этого произведения?
-Какой вывод ты для себя сделал читая этот рассказ?
(Трёхминутное эссе) Приятно получать подарки, а дарить ещё приятнее. Приятнее отдавать, чем брать. Нужно стараться жить не только для себя, но и для других. Почаще радовать других, чтобы жизнь была счастливее. СОЛНЫШКО –луч справились с д/з
Актуализация знаний.
Развитие внимания
кёлкайтснегывц (елка, снег)
щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)
а) Найти среди буквенного текста слова
Задание: Какое лишнее? Почему?
-Я сегодня на урок тоже принесла ёлку. А под ёлкой шкатулка идей.
- На какие 2 группы ты можем разделить идей? (хорошие и плохие)
-Какие идеи называются плохими? Хорошими?
- Я сейчас представлю свои идеи, а ты должен определить какая это идея?
Если хорошая поднимаешь карточку Х и мы весим игрушку на ёлку, если считаете плохой, то поднимаете букву П и игрушку не весим.
КАРТОЧКИ Х - очень хорошая идея
П – плохая идея
Идеи:
1. Лучше поставить и нарядить на Новый год искусственную ёлку, а лес сохранить. (Х)
2. Хорошо бы одному без взрослых запускать на Новый год петарды и фейерверки. (П)
3. Надо учить стихи на Новый год и рассказывать их Деду Морозу. (Х)
4. На Новый год дарить родным и близким подарки. (Х)
5. На ёлке зажечь свечи. (П)
6. Дать младшему брату повесить на ёлку стеклянную игрушку. (П)
Вывод : прежде чем совершить какой – то поступок, подумай не навредит ли он тебе и окружающим.
-Алеша, умеешь отличать хорошие поступки от плохих СОЛЫШКО-луч (научились понимать что хорошо и что плохо)
Сообщение темы и постановка целей урока
- Как ты думаешь, почему я принесла ёлку? (Мы будем читать произведение о ёлке).
Давайте проверим.
Откройте учебник на странице 59 и проверим правильно ли ты определил тему.
- Как же называется произведение, с которым мы будем сегодня знакомиться? Ёлка
-Определите автора этого произведения. (Михаил Михайлович Зощенко)
- Сформулируй цель и задачи урока.
1. Познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль.
Познакомиться с биографией и творчеством Зощенко.
Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.
Проанализировать произведение и понять его основную мысль.
- Что мы знаем об этом писателе? (писал о детях. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше.)
Какие рассказы Зощенко вы читали? («Великие путешественники», «Золотые слова»).
Усвоение нового материала.
1. Биография автора (сообщение ученика).
Михаи л Миха йлович Зо щенко родился 28 июля 1895 в Полтаве. Его отец был художником. А мама - актриса,а также писала рассказы. В семье было 8 детей.
В 1913 году Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге. Учился на Юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. За храбрость и отвагу был награждён 5орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал.
В 1921 году вышла его 1 книжка. Зощенко писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойными привычками
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, всю жизнь напоминала о себе. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
- Что нового узнали об авторе? СОЛЫШКО-луч
2. Прогнозирование.
- Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора? Поможет нам в этом опять наша ёлка
- О том, как Леля и Минька праздновали Новый год. Произведение будет юмористическое, там будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно.
- Ребята, Новый год в нашей стране наступил. Есть страны, где ещё не праздновали Новый год (По восточному календарю Новый год будут праздновать в ночь с 18 на 19 февраля)
- Как узнать правы ли мы? (надо прочитать)
- Но прежде чем прочитать проведём словарную работу
3. Словарная работа
Крымские яблоки – яблоки, привезённые с Крыма ….
Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины
Не ручаюсь – не уверена
- Встретились ли вам слова значение которых вы не знали?
- Чем мы сейчас занимались? пополнили свой словарный запас
СОЛНЫШКО-луч пополнили свой словарный запас
4. Знакомство с произведением (аудиозапись в исполнении Ильинского)
- Тебе понравилось чтение произведения актером Ильинским?
Вывод надо учиться читать выразительно.
СОЛНЫШКО-луч – познакомились с произведением
5. Анализ произведения.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Назовите жанр данного литературного произведения?
- Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе.
СОЛНЫШКО-луч определили жанр.
Проверка первичного восприятия
1. Беседа по содержанию. Мозаика вопросов.
- От чьего лица идёт текст?
(автор-40 лет, о своём детстве)
– Где и когда происходят события?
(в доме семьи Зощенко, в канун праздника Нового года)
– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)
-Кто главные герои (Лёлька и Минька)
- Кто виноват в том, что праздник получился грустный
(Дети)
1. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.
2. Грубили взрослым
3. Выгнали гостей
4. Минька ударил мальчика
5 .Из – за их поссорились взрослые
- Чем закончился праздник?
- Хозяева остались одни. Дети пошли спать.
- Какое решение принял папа?
(Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки.)
- Правильно ли он поступил?
Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное- подавать пример правильного поведения.
Физкультминутка
- В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
- Алеша, для чего ты отвечал на вопросы? (чтобы проанализировать рассказ)
СОЛНЫШКО-луч - анализировать рассказ
Итог урока
- Какая цель у нас была на уроке? (познакомиться с произведение, автором и выделить главную мысль)
- Как называется произведение, с которым мы познакомились на уроке?
- Кто автор этого произведения?
- Что хотел сказать Зощенко нам своим рассказом? Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.
- Объясните почему? В семье должны жить все дружно и ладить.
Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
- Бывали у вас такие случаи в жизни, о которых стыдно вспоминать?
А какой урок вы извлекли из этого произведения? Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству.
Домашнее задание
1. Приготовить пересказ мальчикам от лица Миньки, девочкам от лица Лёльки
2. Нарисовать по желанию обложку к рассказу.
Рефлексия. Посмотри на солнышко, сколько лучиков на нем.
Самооценивание
Урок интересный, потому что…
взволновал…
заставил задуматься
дал понять…
навел меня на мысль.
Оцените урок и свою работу на уроке