Олеся Демина
Конспект по развитию речи в 3 классе 8 вида. Тема «Зимующие птицы: синица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока: комбинированный урок
Тема : «Зимующие птицы : синица»
Цели: 1. Формирование умения программировать устное высказывание;
развитие понимания смысла слов;
2. Коррекция памяти на основе упражнений в опосредованном запоминании; коррекция пространственной ориентировки, зрительного восприятия и логического мышления через работу с осколочными картинками.
Публикация «Конспект по развитию речи в 3 классе 8 вида, Тема „Зимующие птицы: синица“» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синица, синичка
- Синички. Конспекты занятий
- Темочки
3. Воспитание эмоциональной адекватности поведения; воспитание гуманного отношения к птицам; воспитание мотивации к обучению.
Оборудование: картинки с изображением птиц, карточки со словами, осколочные картинки с изображением птиц, карточки со стихотворением, шаблоны синицы, цветные фишки.
Ход урока:
I. Оргмомент:
- Здравствуйте, ребята! Вот и прозвенел звонок, начинаем наш урок! Сегодня при выполнении каждого задания на уроке я буду давать вам вот такие фишки (показать). А в конце урока мы посчитаем количество фишек у каждого, и тот, кто хорошо работал на уроке, получит вознаграждение.
А) Упражнение в запоминании:
- Сегодня к нам на урок прилетели птицы.
- Посмотрите на них и запомните.
(На доске висят картинки с изображением птиц : голубь, снегирь, синица, сорока, воробей. Картинки пронумерованы: №1, №2)
- А теперь кто сможет сказать мне названия птиц? За каждый правильный ответ я буду давать фишки.
- А теперь назовите птицу под номером три.
- А теперь птицу под номером пять и т. д.
(В случае неправильного ответа картинки демонстрируются еще раз)
Б) Лексические упражнения:
- А сейчас давайте подберем слова – действия к нашим гостям. Что они умеют делать?
- А за каждое правильно названное слово я буду давать вам по одной фишке. (Прилетать, отлетать, клевать, чирикать, скакать и т. д.)
- Молодцы!
- А теперь давайте выполним еще одно задание. На доске записаны слова и пары к ним. Но только пары эти все перепутались. Давайте исправим эту ошибку и расставим все на свои места: синица – хулиган;
снегирь – труженица;
голубь – красногрудый;
воробей – серый;
- Выходим к доске по очереди. За каждую правильно подобранную пару я буду давать вам по фишке.
(Все слова написаны на доске, пары к ним написаны на карточках и прикреплены на доску. Дети выходят, находят правильную пару к слову и прикрепляют ее рядом со словом)
II. Повторение пройденного материала:
А) - А теперь послушайте меня внимательно. О ком я говорю?
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Появляется опять!
(Снегирь)
Птичка – невеличка,
Серая и бойкая,
Весело чирикает,
Прыгает и скачет.
(Воробей)
(За правильный ответ детям даются фишки)
- А снегирь и воробей – это какие птицы : зимующие или перелетные? (Зимующие)
- А почему они так называются? (Потому что они зимуют у нас)
Б) - А сейчас давайте вспомним сказку, которую я рассказывала вам на прошлом уроке. Кто помнит, как она называлась? (Почему у снегиря грудка красная)
- Кто был главным героем сказки? (Снегирь)
- А какой герой там был еще? (Мышь)
- Правильно. Так почему же у снегиря грудка красная, кто мне расскажет? (Потому что она замерзла)
- А еще почему? (Потому что ему стало стыдно при разговоре с мышью)
- А как вы думаете, права была мышка? (Да)
- А почему?
- Правильно. Молодцы!
(За каждый правильный ответ выдается фишка)
III. Изучение нового материала:
Постановка проблемы:
- Ребята! У меня есть картинки, но они «разлетелись» на части, их нужно сложить.
(Ученикам раздаются конверты с «осколочными» картинками, на которых изображены разные птицы : синица, голубь, сорока)
- Все готовы?
- Теперь я загадаю загадку об одной из этих птиц. Слушайте внимательно. Кто догадался, поднимает руку.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
- Молодцы!
IV. Физминутка:
- А теперь давайте немножко отдохнем. Встаем.
Раз – согнуться – разогнуться, (наклон вперед – назад)
Два – повыше потянуться, (встали на носочки, руки вверх)
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире, (руки в стороны)
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим! (отбрасывающие движения руками)
V. Сообщение темы и целей урока:
- Вот мы с вами отдохнули, продолжаем работать.
- Итак, сегодня на уроке мы поговорим о синице.
- А работать мы с вами будем по такому плану. (План написан на доске)
План: 1. Внешний вид
2. Где живет
3. Птенцы
4. Чем питается
5. Польза, которую приносит
6. Синицы и люди
- Мы узнаем, как выглядит эта птица, где она живет, чем питается и какую пользу приносит людям.
Рассказ учителя:
- Итак, я начинаю рассказывать. Все внимание сюда. Слушаем внимательно. Синичка – очень яркая и красивая птица. Тело ее покрыто перьями. Она небольшого размера. Головка маленькая. Крылья продолговатой формы.
Оперение птицы яркое и красивое – кажется, что синица нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а на голову надела черную шапочку. На лапках у нее маленькие острые коготки. Они нужны ей, чтобы держаться за веточки.
Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Вы наверное замечали, что иногда синички прилетают на окошко и заглядывают в него. Они очень любопытные.
- А теперь давайте повторим.
- Как выглядит синица?
- Чем покрыто ее тело?
- Какого цвета оперение?
- Живет синичка в лесу. Но она никогда не живет одна. Они живут семьями. Весной семья синиц ищет место для гнезда. Синицы старательно вьют себе гнездо из тонких прутиков и соломы, устилают его пухом и перьями. Для утепления жилища птицы приносят шерстяные волоски и кусочки ваты, которые находят поблизости от человеческого жилища.
- Где живет синичка?
- Из чего вьет свое гнездо?
- Весной в гнезде синицы появляется 15 – 17 яиц. Через две недели из них вылупляются птенцы. Для того чтобы прокормить своих птенцов, синицам приходится очень много трудиться. Корм в свое гнездо они приносят 350 раз за день! Представляете, ребята, как это много! Это говорит о том, что синица – очень трудолюбивая птичка. Но когда птенцы подрастают, они начинают искать себе корм сами.
- Как появляются птенцы?
- Сколько яиц откладывает синица?
- Почему синицу можно назвать трудолюбивой птицей?
- Питаются синички различными мелкими насекомыми. Синицы очень запасливые птички. Они прячут в щелки коры жучков, паучков и мошек. Когда наступят холода, синичка найдет такой запас и склюет его.
Делая такие запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для всей своей семьи.
Осенью синички собираются в стаи и облетают сады и парки. В садах они клюют яблоки и разные ягоды.
- Чем питается синица?
- Как она делает запасы?
- Как ведет себя, когда наступают холода?
- Синицы – очень полезная птица. Ведь она ловит разных жучков и паучков, в том числе и вредных. Тех, которые поедают растения в огородах и садах и вредят растениям. Поэтому синиц называют помощниками и лучшими друзьями огородников и садоводов.
- В морозные зимние дни синицы прилетают поближе к человеческому жилью.
А в ноябре люди отмечают «Синичкин день» - они укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала. Ведь синицы очень любят сало! Народ говорит: «Не велика птичка – синичка, а и то свой праздник знает».
- Какую пользу синица приносит людям?
- Какой праздник отмечают люди?
V. Закрепление:
А) - Кто теперь сможет рассказать о синице, пользуясь планом, который записан на доске?
(Дети составляют четкий рассказ о синице с помощью плана. Начать с более сильного ученика)
Б) - Образуйте слова – действия от слова «лететь». За каждое правильно образованное слово вы будете получать фишку. (Отлететь, прилететь, залететь, налететь и т. д.)
- А теперь составьте предложение с каким – нибудь из этих слов и словом синица.
- А теперь подумайте, как изменяется смысл предложения в зависимости от одного слова.
(В одном предложении слово, образованное от слова «лететь» заменяется другим словом (залететь, прилететь, улететь и т. д.)
В) Работа со стихотворением:
- Посмотрите на доску. На ней записаны слова. Прочитайте их про себя.
(На доске записаны трудные слова из стихотворения).
- Теперь давайте прочитаем их все вместе, хором.
- Как вы понимаете значение первого, второго, третьего… слова?
Проталинки – длинные углубления в снегу, которые появляются, когда снег начинает таять.
Сеновал – место, куда на зиму люди складывают сено, которым кормят домашних животных.
Искрится – ярко блестит, вспыхивает.
Расхрабрилась – стала слишком смелой.
Пичуга – маленькая птичка.
Дохнёт – подует.
Колыбель – кровать для маленьких детей.
- А теперь я прочитаю вам стихотворение. Внимательно меня слушаем.
Валенки
Снега осталось мало.
Возле крыльца – проталинки.
На лестнице сеновала
Сушу свои старые валенки.
Большая лужа искрится
Так, что больно смотреть,
Совсем расхрабрилась синица –
Таскает из валенка шерсть.
Как же мне быть, пичуга,
Долгой морозной зимой,
Когда закружится вьюга
И ветер дохнет ледяной?
Да ладно! Не жаль мне валенки!
Не скоро еще метель,
Пусть будет у деток маленьких
Теплая колыбель!
- А теперь я раздам вам листки, на которых написано это стихотворение. Прочитайте его сами. Читаем про себя.
- Теперь читаем вслух. (Один ученик читает, остальные следят. Читают по столбикам. Один ученик – один столбик; по каждому столбику задаются вопросы)
- Первый столбик: - О чем говорится в первом столбике?
- А от чьего имени написано это стихотворение?
- А давайте как – нибудь назовем этого мальчика.
- Что он делает?
- Второй столбик: - О ком говорится во втором столбике?
- Что она делает?
- А о чем еще?
- Третий столбик: - Кто произносит слова третьего столбика?
- А к кому он обращается?
- Что он спрашивает?
- Четвертый столбик: - Кто говорит слова четвертого столбика?
- И о чем же он говорит?
- А теперь найдите в стихотворении слова, где мальчик обращается к синичке. (Третий и четвертый столбик).
- Кто мне прочитает их выразительно?
- А как еще?
- Как вы думаете, правильно ли поступил мальчик, когда позволил синичке таскать из валенка шерсть?
- Почему?
- А теперь попробуйте прочитать это стихотворение выразительно. (Алена, Ира и Рома читают только первых два столбика).
Г) Практическая работа:
- А сейчас я каждому из вас раздам по синичке, а вы должны будете ее разрисовать.
- Какими цветами будете раскрашивать?
VI. Итог:
- Итак, о ком мы сегодня говорили? (О синице)
- А синица – это какая птица? (Зимующая)
- Почему она зимующая? (Потому что она зимует у нас)
- А какую пользу приносит синица?
- А теперь покажите, на какой картинке изображена синица?
(На доске висят картинки с изображением разных птиц)
VII. Оценка:
- А теперь давайте посчитаем фишки. Кто сколько фишек заработал?
(Дети получают сладкие призы).