Елена Владимировна Куртик
Открытое занятие в старшей группе «Звук [У] и буква У»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-познакомить детей со звуком и буквой «У».
-учить детей определять на слух слова с заданным звуком.
-вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «У».
-развитие концентрации внимания и произвольного ее переключения;
Материал демонстрационный: касса букв большого формата, картинки филин, утка, утюг, кактус, лук, эму.
Материал раздаточный: касса букв.
Организационный этап.
Дети здороваются друг с другом:
- спинкой;
- мизинчиком левой руки;
Публикация «Открытое занятие в старшей группе „Звук [У] и буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- носочком правой ноги;
- правой рукой.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.
Глазище круглы,
Когтище остры,
Носище кривой-
Разбойник лесной. (Филин)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой звук издает филин (Звук «У»). Да, филин ухает громко, вот так: «У-У-У», то тихонечко: «у-у-у». Звук «У» произносится голосом, губы складываем трубочкой. Горлышко гудит, а воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает, значит, звук «У» гласный.
Воспитатель: А какой вы еще знаете гласный звук? Правильно, звук «А».Чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим, а букву видим). Давайте мы все вместе произнесем звук «У». Сначала мы произнесем его протяжно, представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук у-у-у-у. Ниточка длинная или короткая? (Длинная). Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук «У» мы можем петь, тянуть. Каким цветом мы его обозначим? (Красным). В каком замке он будет жить? (В красном).
Дети нажимают на красный кружок и произносят у-у-у-у.
Игра «Поймай звук в слове».
А сейчас мы поиграем с новым звуком. Я буду называть разные слова, а вы хлопать в ладоши, когда услышите звук «У».
Слова: УЛЕЙ, УЛИЦА, АИСТ, ОСЫ, УЛИТКА, ИГЛЫ, УТРО, АСТРА, УТЮГ, ОСЛИК, ИГРЫ, УТКА.
Воспитатель: На что похожа буква У? Давайте напишем букву У пальчиком в воздухе. Сначала палочка, потом сучок.
Физкультминутка
Филин спал в дупле глухом.
Вдруг услышал где-то звон.
Вылез он и посмотрел
Всю округу оглядел.
Повернулся, посидел.
У-у-у-у-у-у-у-у-у.
Вдруг вспорхнул и улетел.
В каждый глянул уголок,
Прилетел, и спать залёг.
Произношение звука «У» в словах.
Воспитатель показывает детям картинки, дети называют их, выделяя голосом звук «У» : Утка, Утюг, лУк, кактУс
эмУ.
Определяется позиция звука «У» в данных словах, вначале, середине и в конце.
Игра «Эхо».
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что мы вошли в лес. Мальчики зашли за деревья и не видят девочек. Вот мальчики посоветовались между собой и решили позвать девочек. Они придумали замечательную песенку – «искалочку». Она поется вот так: сначала долго тянем звук «аааа», а потом звук «уууу». Крикнем хором: «Ау». Еще раз! Молодцы! Девочки услышали мальчиков и отвечают им: «Аууу».
Слово «ау» очень коротенькое, но очень нужное: многих людей из беды выручило.
Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук, одновременно выставляя буквы.
Воспитатель ведет указкой под первой буквой и произносит звук «а», когда переходит к другой букве, начинает произносить звук «у» : аа-уу.
Дети хором произносят слово 2 раза. Затем несколько детей по очереди читают это слово вслух. Воспитатель следит, чтобы никто «не обгонял» указку и «не отставал» от нее. Затем дети самостоятельно выкладывают слово «ау» в своих кассах.
Игра «Буква У потерялась».
- Ребята, возьмите листочки. Среди букв найдите букву «У» и обведите красным карандашом.
А теперь, ребята вам надо самим придумать предложение из трех или
четырех слов со словом «утка». Дети придумывают предложения.
Итог:
С каким звуком познакомились?
Какой это звук?
В каком замке поселился?