Алеся Чистова
Открытое занятие в подготовительной группе «Свойства бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе № 5.
Чистова А. П. воспитатель ДК 5
ГБОУ Школа № 2115 г. Москва
«Секреты обыкновенной бумаги»
Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.
Программные задачи:
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Свойства бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
• Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
• Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, бережное отношение к окружающему.
• Продолжать развивать у детей речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение.
Предварительная работа:
1. Просмотр презентации на компьютере «История появления бумаги»;
2. Рассматривание коллекции образцов разновидностей бумаги.
3. Проведение опытов и экспериментов с бумагой.
Материалы и оборудование:
- На раздаточном столе: бумага для принтера, плотный картон, салфетки, цветная бумага, упаковочная бумага, пластиковые тарелки с водой, ватные палочки, кусочек ткани, ножницы (на каждого ребенка).
- На столе педагога: емкости с водой, растительное масло, блендер, пластиковый прозрачный ящик, туалетная бумага, клей ПВА, блестки, горячая вода, пяльца и скалка.
Ход занятия.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель: вы любите загадки?
-Тогда я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.
Загадка
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)
Воспитатель: молодцы ребята, отгадали правильно. Это Бумага.
Вопросы по результатам предварительной работы.
Воспитатель: скажите ребята, на чем писали люди, когда бумаги еще не было?
Дети: на скалах высекали изображения, на глиняных и восковых дощечках, на папирусе, бересте.
Воспитатель: молодцы, вы хорошо знакомы с историй бумаги.
Посмотрите на нашу выставку, как вы думаете из чего сделаны эти предметы?
Дети: из бумаги.
Воспитатель: правильно, из бумаги.
Давайте с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Бумажная книга Бумажный стул
Бумажный кораблик Бумажное полотенце
Бумажная обувь Бумажное пальто
Бумажная газета Бумажная тетрадь
альбом, салфетка, деньги.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним основные этапы получения бумаги.
Дети: из ствола дерева получают древесину, расщепляют ее на целлюлозу и на фабриках специальные машины вырабатывают из целлюлозы листы бумаги.
Воспитатель: сегодня я вам предлагаю стать исследователями. Хотите?
Дети: да.
Воспитатель: тогда я вас приглашаю за столы.
Мы с вами проведем несколько опытов с бумагой и выясним какими свойствами обладает бумага.
1.«Бумага режется»
Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.
2. «Бумага мнется»
Смять сначала бумагу для принтера, потом картон.
Пальчиковая гимнастика
Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.
3. «Что прочнее бумага или ткань?»
Предлагаем детям два вида материала: бумагу, ткань.
Нужно было разорвать бумагу. Бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.
Вывод: ткань прочнее, чем бумага
4. «Бумага намокает»
Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
5. «Бумага впитывает масло»
Намочить ватку в масле и оставить ею след на бумаге. Что произошло?
Вывод: масло пропитывает бумагу.
6. «Бумага издаёт звук»
Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.
Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.
7. «Бумага летает»
Может ли бумага летать? Для этого нужно взять салфетку и ее смять, потом положить на стол и подуть на нее.
Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.
Выводы исследований.
1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
2. Бумага бывает прочной и не прочной.
3. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
4. Ткань прочнее, чем бумага.
5. Бумага боится воды.
6. «Бумага впитывает масло»
7. При смятии бумага издаёт звук.
8. Бумага разлетается при ветре.
Воспитатель: ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, и для этого нужно уничтожить дерево, а представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева. Как вы думаете, что будет, если с земли исчезнут деревья? Варианты ответов детей.
Воспитатель: правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди наблюдая за деревьями научились узнавать погоду например хвойные деревья опускают свои ветви вниз перед дождем и поднимают вверх перед ясной погодой, а если с берёзы в начале октября лист не упал то снег ляжет поздно. И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг. И для того что бы сохранять деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры» - это использованная, не нужная бумага, давайте вместе скажем это слово «макулатура», но а мы с вами сегодня будем делать бумагу из туалетной бумаги, так туалетную бумагу тоже делают из макулатуры.
Изготовление бумаги
Воспитатель: сначала нам нужно порвать на мелкие кусочки туалетную бумагу, давайте каждый из вас возьмёт по листочку бумаги и разорвёт его. Мы с вами знаем, что бумага легко рвётся – это одно из её свойств. (дети рвут бумагу)
Воспитатель: Теперь нам нужно залить бумагу горячей водой, и размять всё это блендером – это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер это электроприбор, при использовании которого необходимо соблюдать технику безопасности, (воспитатель заливает бумагу горячей водой и разминает блендером, дети наблюдают)
Воспитатель: Одно из свойств бумаги – это то, что она намокает, поэтому мы с вами получили кашицу из бумаги. Теперь нужно добавить сюда клей ПВА, блестки и др. (добавить всё и перемешать).
Воспитатель: Рассказ воспитателя сопровождается показом всех действий. А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги. Передо мной лежат пяльца с запяленной сеточкой. Нужно взять пяльца и разложить на них состав из бумаги и клея. Потом нужно положить салафановый пакет и раскатать скалкой, чтобы наша бумага получилась ровной. Потом можно украсить блестками.
Воспитатель: Ребята теперь нужно подождать пока бумага высохнет, после этого мы с вами изготовим из неё открытки. Я хочу сказать, что мы с вами помогли спасти несколько деревьев от вырубки, тем самым помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым. А ещё у нас получилась необычная бумага, у каждого свой оригинальный листочек.
После того, как бумага высохнет, дети изготавливают открытки.