Ирина Чернова
Конспект открытого занятия «Твори добро вокруг себя» для детей 14–16 лет
Краевое государственное казённое учреждение
«Центр содействия семейному устройству для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
с. Черниговка»
Конспект открытого занятия для детей 14 – 16 лет
«Твори добро вокруг себя»
Подготовила: воспитатель Чернова И. В
Публикация «Конспект открытого занятия „Твори добро вокруг себя“ для детей 14–16 лет» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Воспитатель: Это открытое занятие поможет каждому участнику заглянуть в свое сердце, чтобы оно стало открытым и добрым. Доброту можно проявить в мир по-разному: сделать добрый поступок, улыбнуться доброй улыбкой, сказать доброе слово.
И так тема нашего занятия
(1 слайд) «Твори добро вокруг себя»
Цели и задачи:
1. Обсудить с воспитанниками понятия «добро», «доброта».
2 .Формировать у воспитанников доброжелательность,
отзывчивость, доброту и милосердие, толерантность.
3. Привить основы нравственного поведения.
Форма проведения: комбинированная
Ход занятия:
Добрый день. Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Сегодня наше занятие я хочу начать с таких слов
(2 слайд)
Твори, твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его
Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром
Шалва Амонашвили
Наше занятие поможет каждому участнику заглянуть в свое сердце, чтобы оно стало открытым и добрым.
Доброту можно проявить в мир по-разному: сделать добрый поступок, улыбнуться доброй улыбкой, сказать доброе слово.
Давайте попробуем ответить на два важных для нас вопроса:
1. Что такое доброта? (ответы детей)
2. Почему человеку так важно научиться делать Добро?
(ответы детей)
1. Слово «доброта». Вроде очень обычное слово. Попробуем дать ему определение
Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
Доброта — это когда ты делаешь так людям, что они радуются и делаешь это искренне и от чистого сердца!
Доброта — это умение сочувствовать и сострадать людям, видеть только хорошую и светлую сторону в личности человека.
(3 слайд) Доброта — это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное.
2. А скажите : Что значит быть добрым?
Какого человека называют добрым?
— Быть добрым — значит жертвовать своими интересами ради благополучия другого.
— Быть добрым — это делиться последним, что у тебя есть.
Добрый человек — это тот, кто: любит людей, природу готов трудную минуту прийти им на помощь, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим, кто думает не только о себе, но и о других.
(4 Слайд) :
Добрый человек — значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь. Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой — дурное.
А сейчас я вам прочту притчу.
Подумайте, что мог ответить мудрец своему ученику. Почему?
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» — спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», — отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», — ответил мудрец. Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» — спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», — ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», — сказал мудрец. «Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому — хорошие люди?» — спросил мудреца ученик. Мудрец ответил: «Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать».И так, что мог ответить мудрец своему ученику. Почему
3. Каким делает человека доброта?
— Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и улыбка на губах.
4. Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?
Будь добрым к ближнему — и добро вернётся к тебе.
Помогай слабым.
Умей прощать.
Учись не только говорить, но и слушать.
Будь внимательным к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей помощи, поддержке, сочувствии.
Живи и поступай так, чтобы окружающим было приятно и радостно рядом с тобой.
5. А как проявляется доброта в человеке?
— по его поступкам.
Действительно, по высказыванию Владислав Гжещика
«Добро существует там, где его постоянно творят»,
одним из лозунгом скаутского движения был
«Ни одного дня без доброго дела!»
6. А теперь давайте вспомним пословицы о добре и разберём их
Доброе дело два века живет.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые слова дороже богатства.
Делай добро и жди добра.
Мир не без добрых людей.
На добрый привет добрый и ответ.
Доброе дело и в воде не тонет.
Добро творить - себя веселить.
Доброе дело без награды не остаётся.
Знай, кому добро делаешь.
Добро не лихо - ходит тихо.
От добра добра не ищут.
7. А какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
Читают на доске:
• Доброе слово лечит, злое калечит.
• Злой не верит, что есть добрый.
• Добрая слава лежит, а худая бежит.
• Доброго чтут, а злого жалуют.
(5 слайд) — Старайтесь делать приятные мелочи для окружающих как можно чаще и вы увидите как будет улучшаться мир вокруг вас и ваше настроение.
Вот несколько примеров добрых дел на каждый день :
1. Покормите бездомное животное.
2. Дайте хороший совет тому, кто в этом нуждается.
3. Отошлите вашему другу открытку с теплыми словами.
4. Подарите соседу комнатный цветок.
А теперь давайте решим кроссворд:
Вопросы: 1. Она может быть настоящая и корыстная.
2. Причинение кому-либо вреда.
3. Это чувство необходимо каждому человеку.
4. Он познаётся в беде.
5. Поддержка близкому человеку.
6. Это требуется каждому животному, которого мы приручили.
7. Чувство весёлого настроения и счастья.
Ответы :
помощь, радость,забота,
дружба, друг, зло, любовь.
(6 слайд) Вот такое напутствие дал Антон Павлович Чехов «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!
Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро»
Притча.
— Предлагаю вам прослушать притчу о доброте и милосердии и ответить на вопрос можно ли данный поступок назвать добрым?
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой лишь на краску дверную,
И тот, что у двери, узнать захотел
Про жизнь за окошком другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
«Там тихая речка, дощатый причал
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка».
И так каждый день. То про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться.
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья,
Но он не нажал и остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
На утро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел
Глухую высокую стену.
Он был потрясен и сестре рассказал
Про тихую, чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.
«Ах, если б он видел! — сказала сестра. -
Всю жизнь он слепым оставался».
«Зачем же тогда?.» — тут больной прошептал…
«Да он вас утешить старался.
Обсуждение
— Какой поступок добрый?
— Относиться ли утешение к доброте, почему?
— Могли ли вы так поступить?
Ответы детей.
А теперь давайте немного отдохнем «Физ. минутка»
— Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Надо так жить каждому из нас.
«Делать людям хорошо — хорошеть самому» Л. Татьяницева
— Как вы понимаете словосочетание «хорошеть самому?
Значит ли это, что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям?
Ответы детей.
(7 слайд)
Твори добро — Нет большей радости,
И жизнью жертвуй
И спеши не ради славы или сладостей,
А по велению души.
7. А какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
Читают на доске:
• Доброе слово лечит, злое калечит.
• Злой не верит, что есть добрый.
• Добрая слава лежит, а худая бежит.
• Доброго чтут, а злого жалуют.
(8 слайд)
Доброта — признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
О доброте говорили всегда великие писатели.
(Слайд 9) Какое высказывание, вы считаете важным для себя, объясните свой выбор.
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится та дорого, как вежливость и доброта.
(Мигель Сервантес)
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям.
(Жан Жак Руссо)
Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.
(Вильям Шекспир)
Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях.
(Блез Паскаль)
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
(Марк Твен)
А теперь послушайте стихотворение
ДОБРОТА НЕПРЕМЕННО СПАСАЕТ ВЕСЬ МИР
Доброта непременно спасает весь мир
Помогает расти всем на свете
Чтобы людям гармонию, мир обрести
Свое сердце в добре вы согрейте
Милосердие вдруг в твоем сердце зажглось
И оно разнеслось несомненно
Все познают его, если в сердце твоем
Оно даже зажглось на мгновенье
Много сил и усердия нужно вложить
Чтоб Добро сбереглось и Терпение
Только Истина в том, чтобы в сердце хранить
Истину, Доброту и Терпение.
Подведение итогов
Основное назначение человека — творить добро.
(Слайд 10)
Старая азбука как бы призывала:
— Люди Земли,
Мыслите и творите Добро!
Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами. Учитесь понимать людей, чувствующих себя неуверенно.
Помогайте им, поддерживайте их. Подружитесь с человеком, который чувствует неловкость в кругу сверстников, и дайте ему шанс обрести уверенность в себе.
Вывод: Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, человечность, отзывчивость, душевность создают основу человеческого счастья.
А теперь послушайте стихотворение :
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь все вернет сполна по кругу.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
(Слайд 11) «Там где есть дружба, там живет добро!»
Давайте попробуем с вами немного узнать о себе с помощью теста. Помните, что отвечать надо искренне.
Тест «Добрый ли Вы человек?» Напишите на листочке ответы
«Да» или «Нет»
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть на подарки друзьям? Напишите на листочке «Да» или «Нет»
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что это вас мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Засчитайте 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,7,11 и «нет» на вопросы 2,5,6,8,9,10,12.
Больше 8 очков — вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это не пойдет.
4-8 очков. Ваша доброта — воля случая, добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем не приятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но наверное надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
Из этого теста, я думаю, вы узнали что-то новое о себе.
Я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
«Слайд 12». Спасибо за внимание