Осокина Светлана
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Спасем Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе на тему «Спасем Осень»
Цель: закрепить и расширить знаний детей о характерных признаках осени как времени года и осенних явлениях.
Задачи:
- учить различать, сопоставлять временные изменения в осенней природе.
- развивать познавательные интересы;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе „Спасем Осень“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
- развитие связной речи у детей, внимания, памяти, логического мышления.
- обогащать активный словарь детей по теме «Осень»;
- учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
- учить подбирать прилагательные и глаголы к заданному существительному;
- воспитывать культуру поведения в коллективной игре;
- воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и охранять ее;
Материалы и оборудование:
«Фиолетовый лес» с полным комплектом к нему,
Предварительная работа:
Беседа об осени, деревьях, диких животных, перелётных и зимующих птицах.
Наблюдения за изменениями в природе осенью, наблюдения за птицами.
Рассматривание иллюстраций с пейзажами осени, диких животных, зимующих и перелётных птиц.
Д/игра «С какого дерева листок».
Д/игра «Времена года».
Форма проведения: Открытое занятие.
Возрастная категория: 5-6 лет.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель:
Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Нам нужно «Здравствуйте» сказать!
Ребята, вы обратили внимание, что у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки.
Дети:
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Воспитатель: Ребята, теперь присаживайтесь и покажите мне, что вы готовы к занятию. Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
Вводная часть:
Воспитатель: Сегодня у нас с вами занятие не простое, мы будем помогать одному сказочному герою. Вот послушайте загадку, кто же этот герой?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
О каком времени года эта загадка?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Правильно, ребята, это осень.
Основная часть:
Вот послушайте, что я сегодня узнала. В одной сказочной стране в Фиолетовом лесу жила-была волшебница Осень. Она была доброй, помогала лесным зверушкам и сказочным героям приготовиться к наступающим зимним холодам. Позавидовал ее доброте злой колдун и заключил ее в плен. Не стало в Фиолетовом лесу Осени. Загрустили звери, птицы и все сказочные герои. И решили жители ФЛ обратиться к нам за помощью.
А узнала я это все от мудрого Ворона Метра, это он утром принес письмо, а в нем просьба о помощи.
Письмо.
Друзья, мы жители ФЛ просим вас о помощи.
Помогите нам, верните Осень в ФЛ.
Ребята, поможем освободить Осень? Тогда отправляемся в Фиолетовый лес?
Отправляемся мы в лес,
Много тайн там и чудес!
Мы шагаем друг за другом
Мимо поля, мимо луга!
На носочках мы пойдем
Осень, милую спасем.
Глазки быстро закрываем
И тихонечко считаем
1,2,3,4,5
Осмотрелись, вот и лес
Полон сказок и чудес! (выставляю ФЛ - лето)
Воспитатель: Вот мы и пришли в ФЛ. Ребята, посмотрите и правда, в Фиолетовом лесу задержалось лето. Где же нам искать Осень? А вот записка.
«Меня из плена вы спасете, если все осенние приметы в лесу соберете. Ребята, я оставила везде подсказки, а волшебный клубочек вам укажет путь» и подпись «Осень»
Ребята, берите клубочек в ручки, он поможет нам найти верную дорогу.
Ты катись, катись клубочек
По тропинке мимо кочек
К колдуну мы все идем
Вот три дома впереди
Нужно нам туда зайти.
( выставляю на пространстве ФЛ три домика: зеленый, красный, желтый)
Воспитатель: У Осени есть три помощника, три осенних месяца. Они живут в этих домиках. Чтобы вы вспомнили их названия, Осень их подписала.
(прикрепляю к зеленому домику букву «С», к красному «О», к желтому «Н»)
Воспитатель: Кто мне скажет, как называется первый месяц осени, а второй, третий. (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.
А что происходит с природой в эти осенние месяцы?
Воспитатель: Первый месяц сентябрь, еще это время называют ранняя осень.
Дети: В сентябре днем погода теплая, а ночью – прохладно, солнышко светит, но греет меньше, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дует прохладный ветер, желтеет и высыхает трава, идут дожди, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи.
Воспитатель: Правильно. Теперь второй месяц – октябрь. Это золотая осень. Почему так называют это время?
Дети: В октябре дни становятся короче, ночи длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли.
Воспитатель: И последний месяц осени ноябрь, поздняя осень.
Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем, перелетные птицы улетают на юг, животные меняют шубку, уходят в спячку.
Воспитатель: Молодцы, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе осенью.
Воспитатель: А кто мне прочитает, какое слово у нас получится, если соединить эти буквы.
Правильно, это слово СОН. Осенью природа засыпает. Удивительная и неповторимая пора – увядание.
Великий русский поэт А. С. Пушкин так описал это время.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец золото одетые леса!
Нам пора в путь, возьмите клубочек в руки.
Ты катись, катись клубочек
По тропинке мимо кочек,
К колдуну мы все идем
Осень с плена мы спасем
Через лес дремучий, где растут деревья могучие
(дети катают в ручках волшебные веревочки)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие деревья растут в Фиолетовом лесу? Отгадайте названия деревьев.
(показываю иллюстрации деревьев, ответы детей)
Дети: Клен, ива, береза, дуб, липа, каштан.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на веточке дерева записка. Прочитаем?
«Дети, помогите, листья рассмотрите, с какого дерева они быстренько скажите»
Воспитатель: Ребята, у вас на столе конвертики с деревьями и листочками. Злой колдун перепутал все листики, нужно нам определить с какого дерева упал листочек.
Д/ игра: «С какого дерева упал литок»
Ребё нок: — этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.
Ребё нок: — этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.
Ребё нок: — этот листочек упал с дуба. Это дубовый лист.
Ребё нок: — этот листочек упал с ивы. Это ивовый лист.
Ребё нок: — этот листочек упал с липы. Это липовый листик.
Воспитатель: — С какого же дерева упал последний листок? (с каштана)
-Мы назовём его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что умеет делать листочек?
Дети: желтеет, шуршит, шелестит, вянет, опадает, сохнет.
Воспитатель: как разноцветный дождь, осыпаются листья осенью. Падая, листочек чуть шелестит.
Ребята, как называется это явление в природе?
Дети: Листопад.
Листопад – очень красивое и удивительное явление природы.
Дерево словно засыпает до весны, но оно живое и его нужно беречь. Но не все деревья сбрасывают листву. Ель, сосна так и будут зеленеть своими хвоинками всю осень и зиму.
Воспитатель: Вова и Катя помогут нашим волшебным деревьям сбросить листики, а мы им поможем. (снимают листики с деревьев в ФЛ)
Физкультминутка: «Осенний букет»
1,2,3,4,5
Будем листья мы снимать
Листья березы, листья рябины
Листья у дуба и у осины
Листики дружно мы соберем
В вазу осенний букет отнесем.
Воспитатель: Молодцы, ребята, отправляемся дальше, собирать осенние приметы. Расскажите мне про осеннее солнышко.
Дети: светит, но не греет.
Воспитатель: Правильно. А небо? Какое оно?
Дети: Серое, хмурое.
Воспитатель: Ветер какой?
Дети: Холодный, пронизывающий, сильный, резкий.
(моделирую на пространстве ФЛ)
Воспитатель: Осенью часто дует ветер. Давайте подуем, как сильный осенний ветер. А теперь, как слабый ветерок. А теперь подуем в ладошку и почувствуем ветер. Молодцы.
Ветер (что делает) – тучи разгоняет, листья срывает, воет, завывает.
Дождь (какой) – сильный, холодный, моросящий.
Дождь (что делает) – моросит, капает, льет, идет.
Дети, а какая бывает погода осенью,
когда идет дождь? (дождливая)
когда дует ветер (ветреная)
когда холодно (холодная)
когда пасмурно (пасмурная)
когда сыро (сырая)
когда хмуро (хмурая)
когда ясно (ясная)
А вода в реках, озерах какая? (холодная)
Воспитатель: Осень всегда напоминает птицам, что скоро холода и им пора собираться в дорогу. Ребята, а как называют птиц, которые от нас улетают? (перелетные).
Воспитатель: А почему же они улетают? Правильно. Основная пища птиц это насекомые. А с приходом холодов они исчезают. Куда? (ответы детей)
Они прячутся в укромных уголках, в лесной подстилке, под корой деревьев и засыпают в ожидании теплого лета. (прячу за деревья насекомых на пространстве ФЛ)
Воспитатель: А птиц, которые остаются с нами как называют? (зимующие)
А как они выживают в морозы? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, зимующие птицы живут рядом с человеком. Чтобы они выжили, мы должны их подкармливать, строить им кормушки.
А назовите мне, каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: ласточка, журавли, стрижи, скворцы, трясогузка.
Воспитатель: а теперь назовите зимующих птиц.
Дети: воробей, синица, ворона, голубь, галка.
Воспитатель: молодцы.
А давайте с вами поиграем в игру «Улетают – не улетают»
Я показываю вам птиц, а вы машете руками, как крылышками, если птица улетает на юг. Если птица остается, вы приседаете.
(показываю иллюстрации птиц)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень внимательны.
Воспитатель: Дети, Осень всегда помогала диким животным готовиться к зиме. А кто знает, как готовятся к зиме животные?
(ответы детей)
Медведь и ёж готовятся к длинному зимнему сну. Наедают побольше жира, мало двигаются, готовят место для сна. Медведь берлогу готовит к зиме. В феврале у медведицы появляются маленькие медвежата.
Еж свою норку утепляет мхом, сухой травой, клочками шерсти.
К наступлению поздней осени они впадают в зимнюю спячку.
Белка на зиму утепляет своё дупло и делает запасы на зиму. Собирает орехи, сушит грибы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, как изменился ФЛ. Теперь это уже настоящий осенний лес.
Воспитатель: А как же сказочные персонажи? Чем они занимаются осенью?
Дети: убирают урожай с полей и огородов: картофель, капусту, морковь, свеклу. В парках высаживают молодые деревья и кустарники.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз повторим все приметы осени и поиграем в игру. У вас на столе конвертики. В конверте времена года. Злой колдун специально перепутал все времена года, чтобы мы осенние приметы не собрали и Осень не спасли. Вы уж постарайтесь, правильно найти картинку осени и собрать все осенние приметы.
Д/ игра: «Приметы осени»
Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями.
Выход Осени :
Здравствуйте, ребята!
Вам спасибо за старанья
Вы прошли все испытанья
спасли меня от колдуна
желаю всем вам я добра.
Ребята, я принесла вам подарки. А ну-ка отгадайте, что у меня в корзинке.
В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву "Я"
Он начинается, друзья.
(Яблоко)
Спасибо вам, ребята, что спасли меня из плена. До свидания.
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в группу, там нас игрушки совсем заждались.
Отправляемся домой
Все кто смелые за мной
По тропиночке шагаем
Глазки сильно закрываем
До пяти теперь считаем
1,2,3,4,5
Повернись, покружись
Сразу в группе окажись.
Оценочно-рефлексивная часть.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Какое задание было сложным? Простым?
Вы, ребята, молодцы! Спасибо вам за увлекательное путешествие.