Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Спасем Осень»

Осокина Светлана
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Спасем Осень»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе на тему «Спасем Осень»

Цель: закрепить и расширить знаний детей о характерных признаках осени как времени года и осенних явлениях.

Задачи:

- учить различать, сопоставлять временные изменения в осенней природе.

- развивать познавательные интересы;

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе „Спасем Осень“» размещена в разделах

- развитие связной речи у детей, внимания, памяти, логического мышления.

- обогащать активный словарь детей по теме «Осень»;

- учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

- учить подбирать прилагательные и глаголы к заданному существительному;

- воспитывать культуру поведения в коллективной игре;

- воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и охранять ее;

Материалы и оборудование:

«Фиолетовый лес» с полным комплектом к нему,

Предварительная работа:

Беседа об осени, деревьях, диких животных, перелётных и зимующих птицах.

Наблюдения за изменениями в природе осенью, наблюдения за птицами.

Рассматривание иллюстраций с пейзажами осени, диких животных, зимующих и перелётных птиц.

Д/игра «С какого дерева листок».

Д/игра «Времена года».

Форма проведения: Открытое занятие.

Возрастная категория: 5-6 лет.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель:

Все в сборе!

Взрослые и дети!

Мы можем начинать!

Но для начала,

Нам нужно «Здравствуйте» сказать!

Ребята, вы обратили внимание, что у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки.

Дети:

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Воспитатель: Ребята, теперь присаживайтесь и покажите мне, что вы готовы к занятию. Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Вводная часть:

Воспитатель: Сегодня у нас с вами занятие не простое, мы будем помогать одному сказочному герою. Вот послушайте загадку, кто же этот герой?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

О каком времени года эта загадка?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Правильно, ребята, это осень.

Основная часть:

Вот послушайте, что я сегодня узнала. В одной сказочной стране в Фиолетовом лесу жила-была волшебница Осень. Она была доброй, помогала лесным зверушкам и сказочным героям приготовиться к наступающим зимним холодам. Позавидовал ее доброте злой колдун и заключил ее в плен. Не стало в Фиолетовом лесу Осени. Загрустили звери, птицы и все сказочные герои. И решили жители ФЛ обратиться к нам за помощью.

А узнала я это все от мудрого Ворона Метра, это он утром принес письмо, а в нем просьба о помощи.

Письмо.

Друзья, мы жители ФЛ просим вас о помощи.

Помогите нам, верните Осень в ФЛ.

Ребята, поможем освободить Осень? Тогда отправляемся в Фиолетовый лес?

Отправляемся мы в лес,

Много тайн там и чудес!

Мы шагаем друг за другом

Мимо поля, мимо луга!

На носочках мы пойдем

Осень, милую спасем.

Глазки быстро закрываем

И тихонечко считаем

1,2,3,4,5

Осмотрелись, вот и лес

Полон сказок и чудес! (выставляю ФЛ - лето)

Воспитатель: Вот мы и пришли в ФЛ. Ребята, посмотрите и правда, в Фиолетовом лесу задержалось лето. Где же нам искать Осень? А вот записка.

«Меня из плена вы спасете, если все осенние приметы в лесу соберете. Ребята, я оставила везде подсказки, а волшебный клубочек вам укажет путь» и подпись «Осень»

Ребята, берите клубочек в ручки, он поможет нам найти верную дорогу.

Ты катись, катись клубочек

По тропинке мимо кочек

К колдуну мы все идем

Осень с плена мы спасем

Вот три дома впереди

Нужно нам туда зайти.

( выставляю на пространстве ФЛ три домика: зеленый, красный, желтый)

Воспитатель: У Осени есть три помощника, три осенних месяца. Они живут в этих домиках. Чтобы вы вспомнили их названия, Осень их подписала.

(прикрепляю к зеленому домику букву «С», к красному «О», к желтому «Н»)

Воспитатель: Кто мне скажет, как называется первый месяц осени, а второй, третий. (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.

А что происходит с природой в эти осенние месяцы?

Воспитатель: Первый месяц сентябрь, еще это время называют ранняя осень.

Дети: В сентябре днем погода теплая, а ночью – прохладно, солнышко светит, но греет меньше, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дует прохладный ветер, желтеет и высыхает трава, идут дожди, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи.

Воспитатель: Правильно. Теперь второй месяц – октябрь. Это золотая осень. Почему так называют это время?

Дети: В октябре дни становятся короче, ночи длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли.

Воспитатель: И последний месяц осени ноябрь, поздняя осень.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем, перелетные птицы улетают на юг, животные меняют шубку, уходят в спячку.

Воспитатель: Молодцы, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе осенью.

Воспитатель: А кто мне прочитает, какое слово у нас получится, если соединить эти буквы.

Правильно, это слово СОН. Осенью природа засыпает. Удивительная и неповторимая пора – увядание.

Великий русский поэт А. С. Пушкин так описал это время.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец золото одетые леса!

Нам пора в путь, возьмите клубочек в руки.

Ты катись, катись клубочек

По тропинке мимо кочек,

К колдуну мы все идем

Осень с плена мы спасем

Через лес дремучий, где растут деревья могучие

(дети катают в ручках волшебные веревочки)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие деревья растут в Фиолетовом лесу? Отгадайте названия деревьев.

(показываю иллюстрации деревьев, ответы детей)

Дети: Клен, ива, береза, дуб, липа, каштан.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на веточке дерева записка. Прочитаем?

«Дети, помогите, листья рассмотрите, с какого дерева они быстренько скажите»

Воспитатель: Ребята, у вас на столе конвертики с деревьями и листочками. Злой колдун перепутал все листики, нужно нам определить с какого дерева упал листочек.

Д/ игра: «С какого дерева упал литок»

Ребё нок: — этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.

Ребё нок: — этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.

Ребё нок: — этот листочек упал с дуба. Это дубовый лист.

Ребё нок: — этот листочек упал с ивы. Это ивовый лист.

Ребё нок: — этот листочек упал с липы. Это липовый листик.

Воспитатель: — С какого же дерева упал последний листок? (с каштана)

-Мы назовём его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что умеет делать листочек?

Дети: желтеет, шуршит, шелестит, вянет, опадает, сохнет.

Воспитатель: как разноцветный дождь, осыпаются листья осенью. Падая, листочек чуть шелестит.

Ребята, как называется это явление в природе?

Дети: Листопад.

Листопад – очень красивое и удивительное явление природы.

Дерево словно засыпает до весны, но оно живое и его нужно беречь. Но не все деревья сбрасывают листву. Ель, сосна так и будут зеленеть своими хвоинками всю осень и зиму.

Воспитатель: Вова и Катя помогут нашим волшебным деревьям сбросить листики, а мы им поможем. (снимают листики с деревьев в ФЛ)

Физкультминутка: «Осенний букет»

1,2,3,4,5

Будем листья мы снимать

Листья березы, листья рябины

Листья у дуба и у осины

Листики дружно мы соберем

В вазу осенний букет отнесем.

Воспитатель: Молодцы, ребята, отправляемся дальше, собирать осенние приметы. Расскажите мне про осеннее солнышко.

Дети: светит, но не греет.

Воспитатель: Правильно. А небо? Какое оно?

Дети: Серое, хмурое.

Воспитатель: Ветер какой?

Дети: Холодный, пронизывающий, сильный, резкий.

(моделирую на пространстве ФЛ)

Воспитатель: Осенью часто дует ветер. Давайте подуем, как сильный осенний ветер. А теперь, как слабый ветерок. А теперь подуем в ладошку и почувствуем ветер. Молодцы.

Ветер (что делает) – тучи разгоняет, листья срывает, воет, завывает.

Дождь (какой) – сильный, холодный, моросящий.

Дождь (что делает) – моросит, капает, льет, идет.

Дети, а какая бывает погода осенью,

когда идет дождь? (дождливая)

когда дует ветер (ветреная)

когда холодно (холодная)

когда пасмурно (пасмурная)

когда сыро (сырая)

когда хмуро (хмурая)

когда ясно (ясная)

А вода в реках, озерах какая? (холодная)

Воспитатель: Осень всегда напоминает птицам, что скоро холода и им пора собираться в дорогу. Ребята, а как называют птиц, которые от нас улетают? (перелетные).

Воспитатель: А почему же они улетают? Правильно. Основная пища птиц это насекомые. А с приходом холодов они исчезают. Куда? (ответы детей)

Они прячутся в укромных уголках, в лесной подстилке, под корой деревьев и засыпают в ожидании теплого лета. (прячу за деревья насекомых на пространстве ФЛ)

Воспитатель: А птиц, которые остаются с нами как называют? (зимующие)

А как они выживают в морозы? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, зимующие птицы живут рядом с человеком. Чтобы они выжили, мы должны их подкармливать, строить им кормушки.

А назовите мне, каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: ласточка, журавли, стрижи, скворцы, трясогузка.

Воспитатель: а теперь назовите зимующих птиц.

Дети: воробей, синица, ворона, голубь, галка.

Воспитатель: молодцы.

А давайте с вами поиграем в игру «Улетают – не улетают»

Я показываю вам птиц, а вы машете руками, как крылышками, если птица улетает на юг. Если птица остается, вы приседаете.

(показываю иллюстрации птиц)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень внимательны.

Воспитатель: Дети, Осень всегда помогала диким животным готовиться к зиме. А кто знает, как готовятся к зиме животные?

(ответы детей)

Медведь и ёж готовятся к длинному зимнему сну. Наедают побольше жира, мало двигаются, готовят место для сна. Медведь берлогу готовит к зиме. В феврале у медведицы появляются маленькие медвежата.

Еж свою норку утепляет мхом, сухой травой, клочками шерсти.

К наступлению поздней осени они впадают в зимнюю спячку.

Белка на зиму утепляет своё дупло и делает запасы на зиму. Собирает орехи, сушит грибы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, как изменился ФЛ. Теперь это уже настоящий осенний лес.

Воспитатель: А как же сказочные персонажи? Чем они занимаются осенью?

Дети: убирают урожай с полей и огородов: картофель, капусту, морковь, свеклу. В парках высаживают молодые деревья и кустарники.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз повторим все приметы осени и поиграем в игру. У вас на столе конвертики. В конверте времена года. Злой колдун специально перепутал все времена года, чтобы мы осенние приметы не собрали и Осень не спасли. Вы уж постарайтесь, правильно найти картинку осени и собрать все осенние приметы.

Д/ игра: «Приметы осени»

Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями.

Выход Осени :

Здравствуйте, ребята!

Вам спасибо за старанья

Вы прошли все испытанья

спасли меня от колдуна

желаю всем вам я добра.

Ребята, я принесла вам подарки. А ну-ка отгадайте, что у меня в корзинке.

В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод.

Я подскажу: на букву "Я"

Он начинается, друзья.

(Яблоко)

Спасибо вам, ребята, что спасли меня из плена. До свидания.

Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в группу, там нас игрушки совсем заждались.

Отправляемся домой

Все кто смелые за мной

По тропиночке шагаем

Глазки сильно закрываем

До пяти теперь считаем

1,2,3,4,5

Повернись, покружись

Сразу в группе окажись.

Оценочно-рефлексивная часть.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Какое задание было сложным? Простым?

Вы, ребята, молодцы! Спасибо вам за увлекательное путешествие.

Публикации по теме:

Итоговая интегрированная НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1506» Тема: «Мир.

Конспект занятия по развитию речи и по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Проделки Бабы Яги» Воспитатель. Ребята, а вы не знаете, где наша няня Гуля Намиковна. Куда она ушла? Может кто-то ее видел? Приходит СМС. (на телевизоре).

Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и изодеятельности Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и изодеятельности в средней группе, тема:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Путешествие через лес» Конспект оод по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие через лес» Автор.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Кто, угадай-ка, седая хозяйка?» КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Кто, угадай-ка, седая хозяйка». Составила.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием интерактивной доски в средней группе ДОУ Цель: формирование целостной картины мира и предпосылок экологического сознания. Задачи: Образовательные: расширять и уточнять представления.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Моя семья» Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему: «Моя семья» Цели: 1. Закрепить.

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в зимний лес» Задачи: Образовательная: Систематизировать и закреплять знания детей о зимних изменениях в природе. О диких лесных животных, правила поведения.

Конспект занятия в средней группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Дары осени» Конспект занятия в средней группе Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Дары осени» Цели: закрепить знания детей о признаках.

Конспект занятия «Транспорт» по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе для детей с ЗПР Тема: «Транспорт» Коррекционно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Спасем Осень»
Опубликовано: 6 октября 2018 в 12:26
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Спасем Осень»» (включая файлы) размещена пользователем Осокина Светлана (УИ 1220494) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД