Светлана Шурыгина
Конспект занятия «Транспорт» по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
в подготовительной группе для детей с ЗПР
Тема: «Транспорт»
Коррекционно – образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
Расширять и закреплять знания детей о существенных признаках, лежащих в основе обобщенного понятия «транспорт».
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Транспорт, авто. Конспекты занятий
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты по развитию речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Учить выделять отличительные особенности транспорта по функциональному назначению (грузовой, пассажирский, понимать отличия транспорта от рабочих машин.
Производить классификацию картинок по видовым признакам: транспорт водный, воздушный, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, рабочие машины, доказывать правильность обобщения, опираясь на знание существенных признаков.
Закреплять представления о профессиях людей, работающих на транспорте.
Расширять и активизировать словарь по теме.
Продолжать учить детей составлять описательный рассказ о транспорте.
Воспитывать правила поведения в транспорте и на улице.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память и словесно – логическое мышление.
Дизайн предметно – игровой среды:
Предметные и сюжетные картинки по теме «Транспорт», «Профессии на транспорте». Игрушки – транспорт. Презентация.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Дефектолог: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необыкновенное путешествие. На нашем пути будет несколько остановок, где нас ждут непростые задания. Но прежде, чем отправиться в путь, скажите на каком транспорте можно совершить путешествие? (ответы детей)
Перед долгим путешествием, проведем разминку.
Игра: «Что куда?»
Детям предлагаются три карточки, на которых: облако, две прямые линии - дорога, и две волнистые линии.
Дефектолог показывает карточку, а дети называют транспорт и вид, к которому он относится.
Например: карточка «облако» - самолет - воздушный вид транспорта.
Дефектолог: - Отправляемся в путь.
Дефектолог: ребята, вы любите путешествовать?
Дефектолог: здорово!
Тогда сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, а на чем, вы узнаете, если разгадаете мою загадку.
В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Вы догадались?
Дети: “это поезд”.
Дефектолог: верно, значит, на чём мы отправимся в наше путешествие?
Д. : на поезде.
Дефектолог: замечательно, вы угадали, какие вы молодцы!
Посмотрите, пожалуйста, на наш чудесный поезд.
1слайд. (демонстрация слайда поезд с вагончиками).
Поезд уже подъезжает, давайте, покажем голосом, как он приближается к нам ууууу”.
Но прежде, чем мы займем свои места и отправимся в путешествие, давайте вспомним правила пребывания в поезде:
“Внимательно слушай, другим не мешай,
Когда тебя спросят, тогда отвечай”.
Молодцы, занимайте свои места (дети садятся на стульчики).
II. Основная часть.
1. Дефектолог: поезд уже готов к отправлению, а вы готовы?
Дефектолог: отлично! Тогда наш поезд отправляется в путь!
2слайд (показ видео клипа на 20 секунд)
Дефектолог: внимание! Поезд прибывает на первую станцию "Загадай-ка" (звук- гудок поезда)
Д/и «Угадай по описанию».
- Это большая машина. У него есть два крыла и хвост. Он летит по небу. (Самолет.)
- Эта машина нужна для того, чтобы перевозить грузы. У нее есть кабина, кузов и колеса. (Грузовик.)
- Этот транспорт большой и у него есть паруса. Он плывет по воде и перевозит людей и грузы. (Корабль.)
- Этот транспорт едет по рельсам. У него много вагонов. Он пыхтит: «Чух-чух-чух». (Поезд.)
- На этом транспорте мы всегда едем в детский сад и на работу. (Автобус, машина.)
- Как вы думаете, как все слова-отгадки можно назвать одним словом?
(это транспорт).
Дефектолог: верно, молодцы! Справились с заданиями на этой станции.
2. Дефектолог: внимание! Наш поезд движется дальше, посмотрите, пожалуйста, налево, мы прибываем на станцию “Называй-ка” (звук- гудок поезда).
3слайд. Посмотрите внимательно на экран и скажите, как называется транспорт, на котором: - летают по воздуху?
Д. : воздушный транспорт.
Дефектолог: как называется транспорт, на котором: - плывут по воде?
Д. : водный транспорт.
Дефектолог: как называется транспорт, на котором: - едут по земле?
Д. : наземный транспорт.
Дефектолог: отлично, вы очень радуете меня своими правильными ответами.
3. Хорошо наш поезд отправляется дальше, и, мы прибываем на станцию «Управляйка». «Кто чем управляет» (игра с мячом).
Дефектолог: я буду задавать вопрос «кто управляет той или иной техникой?» а вы мне отвечать.
Дефектолог: кто управляет самолетом? Д. : летчик.
Дефектолог: кто управляет машиной? Д. : шофер, водитель.
Дефектолог: кто управляет ракетой? Д. : космонавт.
Дефектолог: кто управляет пароходом? Д. : капитан.
Дефектолог: кто управляет автобусом? Д. : водитель.
Дефектолог: кто управляет поездом? Д. : машинист.
Дефектолог: как одним словом назвать то, что вы называли? Д. : профессии.
4. Наше путешествие продолжается, и мы прибываем на станцию “Отдыхай- ка” (звук- гудок поезда).
Пальчиковая гимнастика «ВИДЫ ТРАНСПОРТА»
Будем пальчики сгибать — будем транспорт называть :
Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет.
Пять пальцев мы в кулак зажали, пять видов транспорта назвали.
Упражнение «Карусели»
Дефектолог: отдохнули?
Дефектолог: наш волшебный поезд продолжает свое движение.
5. Дефектолог: дети, мы прибыли на станцию “Составляй - ка” (звук- гудок поезда). Составление описательно рассказа по опорным картинкам.
- Название.
- Строение.
- С помощью чего передвигается? (электричество, бензин)
- Какой транспорт?
- Как используется?
- Кто управляет?
Дефектолог: наш волшебный поезд продолжает свое движение.
6. Дефектолог: мы прибыли на станцию “Исключай-ка” (звук- гудок поезда).
все жители этой станции очень любят играть в “Четвертый лишний”, а вы хотите в нее поиграть?
Дефектолог: посмотрите внимательно на экран, найдите лишнюю картинку, назовите ее и объясните почему.
(Лишний вертолет, потому что это воздушный транспорт, а все остальные – наземный).
Посмотрите на следующую картинку, что лишнее здесь?
Д. : лишний поезд, потому что это наземный транспорт, а все остальные – водный.
Посмотрите внимательно на следующую картинку, что здесь лишнее?
Д. : лишний самолет, потому что это воздушный транспорт, а все остальные – наземный.
Дефектолог: какие вы молодцы. Так порадовали меня своими правильными ответами!
7. Ребята, мы очутились на станции “Угадай-ка ” (звук- гудок поезда).
Дефектолог: Догадайтесь, про какой транспорт я скажу : - эта машина помогает людям тушить пожары.
Д. : это пожарная машина.
Дефектолог: какая машина помогает врачу.
Д. : это скорая помощь.
Дефектолог: эта машина помогает полицейским.
Д. : это полицейская машина.
Дефектолог: молодцы ребята вы справились с этим заданием.
8. Игра «Логические задачки»
Дефектолог:
А сейчас хочу проверить, какие вы внимательные. Я приготовила для вас логические задачки.
1. Летели по небу самолёт и поезд. Кто из них быстрее долетит?
2. Автобус едет за город. Что случится, если он сойдёт с рельсов?
3. Плывут по морю катер и экскаватор, кто первым войдёт в порт?
9. Итог занятия.
Дефектолог: ребята, время нашего путешествия подходит к концу,
нас наверное уже совсем заждались в детском саду.
Внимание! Наш волшебный поезд прибывает на конечную станцию “Детский сад” (звук- гудок поезда).
Выходите из поезда, давайте попрощаемся с ним, и покажем голосом, как поезд уезжает, отдаляется от нас “ууууу”.
Дефектолог: на прощание помашите поезду рукой. (машут)
Дефектолог: вам понравилось наше путешествие?
Дефектолог: подойдите, пожалуйста, ко мне.
Давайте вспомним все станции, на которых мы сегодня с вами побывали.
А вы, пожалуйста, скажи, какая станция вам понравилась больше всего.
1 реб. : мне понравилось отгадывать загадки.
2 реб. : мне понравилось называть разные виды транспорта.
3 реб. : мне понравилось отдыхать.
4 реб. : мне понравилось собирать картинку.
5 реб. : мне понравилось играть в игру «кто, чем управляет?»
6 реб. : мне понравилась игра “4-й лишний”.
Дефектолог: замечательно! Дети, какие вы у нас молодцы! Выполнили сегодня правильно много заданий! Я за вас очень рада.