Савченко Татьяна
Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному селу»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста с использование элементов регионального компонента
«Путешествие по родному селу».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель:
Закрепить знания о родном селе. Воспитывать интерес к культурному наследию народа. Приобщение к традициям русского народа.
Задачи приоритетной образовательной области «Познание»:
- уточнить и закрепить общие представления о родном селе;
Публикация «Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие по родному селу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Мой родной город. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять знание о названиях улиц села, обычаях празднования праздника Кузьминки, продолжать знакомить детей с житием святых Кузьмы и Демьяна;
- развивать познавательный интерес к специфике бытовой народной культуры;
- формировать умение понимать смысл пословиц и поговорок;
- развивать связную речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость.
- формировать чувства патриотизма и любви к малой Родине.
- прививать любовь к родному селу.
Задачи ОО в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие:
- формировать любовь к родному селу, интерес к прошлому и настоящему;
- формировать умение вести диалог с воспитателем, вовлекая всех детей в разговор;
- воспитывать доброжелательность.
Речевое развитие:
- Развивать связную речь детей;
- обогащать словарь детей;
- воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Физическое развитие:
- Обогащать двигательную активность детей.
Создание среды для образовательной деятельности:
Мультимедийная установка, ТСО, коробка с подарком, презентация.
Предварительная работа:
прогулки по улицам села, в парк в разные времена года, экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций о селе, чтение стихотворений и разучивание песен о Родине.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент.
1. Создание проблемной ситуации.
Звучит музыка в зал входят дети. Воспитатель встречает детей.
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас.
Собрались мы с вами в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение!
А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и скажем: "Привет!"
(Слайд№1)
- Ребята, сегодня к нам по электронной почте пришло необычное видеописьмо. Как Вы думаете, кто мог прислать нам это письмо? (варианты ответов детей). Давайте посмотрим и узнаем, кто его прислал.
(Слайд №2)
Карлсон: Привет ребятишки девчонки и мальчишки! Ребята вы меня узнали? Я путешествую по вашей большой стране России и прилетел в ваше село, но ничего о нем не знаю, ни названия улиц, ни традиций, ни праздников, которые проводятся у вас в селе, не знаю даже на какую крышу можно приземлиться. Вы можете помочь мне?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы можем помочь Карлсону? А как мы можем помочь ему? (Варианты ответов детей).
Воспитатель: Как вы думаете, на чём мы сможем совершить путешествие по селу (ответы детей). А вот я вам предлагаю просто прогуляться вместе с Карлсоном по нашему селу (музыка: вместе весело шагать). Присаживайтесь на стульчики.
II.Основная часть.
1. Знакомство с селом.
Воспитатель: Уважаемый Карлсон, мы с ребятами тебе поможем узнать все о нашем селе, о нашей малой Родине. Ребята, а что означает слово Родина? (это страна, в которой мы живём).
Воспитатель: Верно, Родина это страна, где человек родился и живет. Давайте прочитаем стихотворение «Что мы Родиной зовем» В. Степанова
«Что мы Родиной зовем?
Дом, в котором мы живем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем»
«Что мы? Родиной зовем?
Поле с тонким колоском
Наши праздники и песни
Теплый вечер за окном».
2. Беседа.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наша страна? (Ответы детей) А что такое малая Родина, как вы думаете? (Ответы детей)
А как называется наша малая Родина? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята наше село не очень большое, но всё что нужно для жизни людей, в нашем селе есть. Назовите улицы, которые есть в нашем селе? (ответы детей)
Как называется главная улица нашего села? (Мира).
3. Игра «Посмотри и назови».
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран. Слайд № 3. Что это за здание? (детский сад). Для чего нам в селе нужен детский сад, как вы думаете?
Слайд № 4. Что это? (школа)
Для чего нам в селе нужна школа?
Слайд № 5. Что это за здание? (почта)
Слайд № 6. Что это? (Амбулаторный пункт)
Слайд № 7. Что это (стадион)
Слайд № 8. Что это? (пекарня)
Для чего нам в селе нужна пекарня?
Воспитатель: Молодцы! Славно мы прогулялись по селу, а теперь можно и отдохнуть.
Физминутка (под музыку)
Мы по селу гуляем, (шагаем)
За природой наблюдаем (повороты головы вправо и в лево).
Вверх на солнце посмотрели (смотрим вверх)
И нас лучики согрели (руки вверх, шевелим пальцами).
Птички в домике сидят (присели,
Птички по небу летят (махи руками).
4. Знакомство с праздником Кузьмы и Демьяна
Воспитатель: Ребята издавна и сейчас людей, живущих в селе, называют - сельчанами, а как вы думаете, как называют людей живущих в городе? Народы каких национальностей живут у нас в селе? А в нашей группе есть дети других национальностей? …. Народы всех национальностей живут у нас в селе дружно, они все любят трудиться.
Воспитатель: наш народ умеет не только трудиться, но и отдыхать, и у нас в селе есть свои традиции.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает слово традиции? (Предположения детей) (Традиция-это то, что отмечается каждый год)
Воспитатель: Традиция – это то, что передается от одного поколения людей к другому. Традиции бывают семейные. Какие семейные традиции есть у вас в семье? (варианты ответов детей).
Есть традиции всенародные. Какие всенародные традиции вы знаете? (празднование Нового года, дня Победы, Масленицы с блинами и катанием на горках, празднование Пасхи, Троицы и многие другие).
Я хочу вас познакомить с традицией нашего села, празднованием праздника святых Кузьмы и Демьяна или по другому «Кузьминки» (Слайд №9)
Это два родных брата. Кузьма и Демьян были святыми, покровители ремесел. Этих братьев считали замечательными мастерами (Слайд №10) – кузнецами и плотниками. Братья ходили по деревням и всем помогали, а денег за труд свой не брали, поэтому в народе их звали бессеребрениками. Народ угощал святых кашей и пирогами.
(Слайд№11)
Праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. В этот день не столько работают, сколько веселятся.
Воспитатель:в этот день есть свои приметы:
Какие приметы знаете вы?
- Если днем стоит теплая погода, то зима будет теплой.
- Если на Кузьминки деревья полностью не сбросили листву, то зима будет лютой и урожай не уродится.
- Если пошел снег, то весной река разольется.
5. Пословицы.
Воспитатель: А ещё есть Пословицы об этом празднике:
• Кузьминки – об осени поминки. Объясните значение этой пословицы.
• Кузьминки – встреча зимы.
Воспитатель: дети, а вы знаете пословицы об этом дне?
• ноябрьские ночи до снега темны – в ноябре зима с осенью борется.
• не заковать зиме реку без Кузьмы-Демьяна
Воспитатель: Кузьминки ещё называли куриным днём. Так и говорили «Кузьминки - курьи именины», потому что в день памяти святых Кузьмы и Демьяна обязательно жарили петуха или курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой. А еще варили лапшу – это считается традиционным угощением в этот день у нас в селе.
6. Загадки.
Воспитатель: А ещё наш народ любит загадывать загадки, а какие загадки вы знаете? (дети загадывают загадки).
Всех наградила, все загубила. (Осень.)
• Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз.)
• Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)
• Кто на свете первый певчий? (Петух.) (Слайд №12) Святых братьев воспринимали как покровителей счастливой семейной жизни и домашнего очага. На Кузьминки справлялись последние осенние свадьбы. Вот такой была и остаётся традиция праздника «Кузьма и Демьяна».
7. Подведение итогов.
Воспитатель: (Слайд №13). Ну что Карлсон, теперь ты знаешь о нашем селе и его традициях?
Карлсон: Спасибо вам, ребята! Мне очень понравилось путешествие по вашему селу, я многое узнал о вашем селе и рад, что побывал у вас в гостях. И теперь прилетев ещё раз к вам в гости, я знаю, на какую крышу приземлиться! (Слайд №14). До свидания, до новых встреч!
Упражнение «Я люблю свой село»
Воспитатель: А теперь подойдите ко мне. Скажите что, изображено на этой картине? В моей корзине сердечки. Послушайте задание: нужно взять сердечко…. и продолжить фразу «Я люблю свое село, потому что оно…. сказать какое оно» и прикрепить сердечко на карту нашего села. Посмотрите, как это сделаю я.
Воспитатель: Посмотрите, как мы любим своё село.
III. Рефлексия
Воспитатель: Как вы думаете, мы смогли помочь Карлсону? А кому вы можете рассказать о том, что вы сегодня узнали? А где могут пригодиться вам эти знания? Карлсон улетел, но в память о нашей встрече оставил сюрприз! Как вы думаете, что он мог нам оставить? (варианты ответов детей).