Марина Мельникова
Открытое занятие по речевому развитию обучение грамоте «Звук [Э] и буква «Э» в старшей группе
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию обучение грамоте на тему :
«Звук и буква «Э»
для детей старшей группы
Подготовила : воспитатель
Мельникова М. А.
с. Ключи
2024г
Тема : Обучение грамоте «Звук и буква «Э»
Дата: 02.10.2024г
Цель: создать условия для закрепления понятий о гласных звуках, их отличительных признаках.
Публикация «Открытое занятие по речевому развитию обучение грамоте „Звук [Э] и буква „Э“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Образовательные : познакомить со звуком «э» и буквой «э»; совершенствование умения выделять гласные звуки в словах; совершенствовать умение писать гласные буквы.
Развивающие : Развивать навыки звукового анализа, зрительную память. Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать своих товарищей.
Методы и приемы:
Наглядный – демонстрационного материала;
Словесный- вопросы к детям, поощрение, пояснение;
Игровой – физминутка
Организация детей: фронтальная.
Виды детской деятельности: коммуникативная, речевая. Двигательная.
Оборудование: иллюстрации, Е. В. Колесникова. «От А до Я: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет на каждого ребёнка.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Приветствие в кругу:
Мы весёлые ребята,
Мы ребята - дошколята!
Никого не обижаем
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим
Не отнимем, а попросим.
Всем нам будет хорошо
Вместе весело, светло.
Воспитатель: ребята, сегодня на занятие к нам пришла кукла Эля. Она скоро так же как и вы пойдёт в школу, но она не знает букв. Давайте ей поможем в этом, пусть она вместе с нами будет изучать буквы.
II часть. Основная.
Воспитатель: ребята, сейчас у нас вами занятие обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы).
-Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
- Мы изучаем с вами звуки и буквы.
-Чем отличаются звуки от букв?
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем)
-Какими бывают звуки?
(Гласные)
Какие звуки называются гласными? (Их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)
Каким цветом обозначаются гласные? (красным)
-Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы)
- У нас в гостях сегодня кукла Эля
- Какой первый звук в ее имени?
- Как расположены губы?
- Давайте попоем звук, потянем, есть ли во рту преграда?
- Какой будет звук Э?
- Мы сегодня вместе с Элей отправляемся на экскурсию, и будем искать слова со звуком Э.
-Давайте с вами сделаем артикуляционную гимнастику: «Дудочка, «Чашечку»
Игровое упражнение «Услышь звук» (дети хлопают в ладоши если услышат звук «Э»)
А, у, э, и, о, э, у, э, эх, эс, оп, эш, ум, ти, лэ, это, он, эхо, эскимо, жук, эстафета, магазин, экскурсия.
- Идет Эля по улице и видит едет. (экскаватор) Для чего нужен? Кто работает на экскаваторе?
-Идет Эля дальше и подходит …. - К чему подходит Эля?
- В этом доме много этажей. Значит, это какой дом? (многоэтажный) Как назовем дом, если в нем один этаж? Три этажа? Пять этажей?
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Идет Эля дальше и вдруг видит зоопарк. - Каких животных вы видите в зоопарке? (лев, обезьяны, лиса).
- Эле понравился один из обитателей зоопарка. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку.
Птица, а не летает.
Беда наступает -
Голову в песок зарывает. (страус Эму)
- Давайте вместе с Элей познакомимся с буквой «э»
-Звук [э] обозначается на письме буквой «Э».
-Чтобы красиво написать букву «Э», нужно сделать пальчиковую гимнастику.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - это Я.
Вот и вся моя семья.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву «Э» в воздухе. (Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом вниз, закругляем, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют за мной.)
Работа в тетради «От А до Я» Колесниковой Е. В, стр. 10-11.
-Назови первый звук в словах «эскимо», «этаж». Где слышится звук «Э» в слове «аэродром»? (В середине). Нарисуй в прямоугольнике под каждым предметом красный квадрат в том месте, где слышится звук «Э».
-Возьмите в руки красный карандаш. Напишите букву Э сначала по точкам, а затем самостоятельно.
III часть. Заключительная.
Воспитатель: прогулка Эли подошла к концу, она прощается с нами. Я надеюсь что на сегодняшнем занятии Эля многое узнала о буквах.
-Какой звук учились слышать и выделять в слове? - Давайте вспомним, какие слова нам встретились со звуком «Э».
-Как на письме обозначается звук «Э»