Мария Терехова
Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Чтение белорусской сказки «Легкий хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по НОД «Развитие речи». Чтение и рассуждения по белорусской народной сказке : «Легкий хлеб».
Цель: Знакомство детей с главным продуктом питания, как хлеб, его созданием, через народную сказку.
.
Задачи:
• воспитывать уважительное отношение к «хлебу»;
• познакомить с понятием «народная сказка».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- Темочки
• воспитывать интерес к культуре речевого общения; воспитывать доброжелательное отношение, создавать радостное настроение у детей.
• развивать умение отвечать на вопросы; обогащать словарный запас детей прилагательными и глаголами; повышать речевую активность детей; развитие речевого дыхания;
Материалы: Картинки и макеты с разными видами хлебобулочных изделий, иллюстрации сказок.
Ход занятия.
Ребята, сегодня я расскажу вам белорусскую народную сказку, которая называется «Легкий хлеб». Мы уже читали много русских народных сказок, таких как «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» и много других.
Но мы никогда не задумывались, почему эти сказки народные? Как вы думаете? (Ответы детей).
Сказки называются народными, потому что их создал народ в древние времена, когда еще не умели писать и люди просто рассказывали их друг другу и своим деткам. У каждого народа были свои традиции, а значит и сказки.
Физкультминутка «Здравствуй, сказка».
Вот мы встали все в кружок.
Вот он сказочный цветок (Покружиться вокруг себя)
Всех приветствуем вокруг (Машем ручкой)
Здравствуй, наш волшебный друг (обняли себя)
В мире столько сказок есть
Их нам все не перечесть (попрыгать)
Ты нам сказку приоткрой, в сказку нас возьми с собой
Лепесточки полетели, а мы все на стулья сели (полетели и сели)
А теперь слушайте сказку.
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
- Ты что ешь, человече?
- Хлеб, - отвечает косарь.
- А он вкусный?
- Да еще какой вкусный!
- Дай мне отведать.
- Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
- Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
- Прежде всего, надо землю вспахать.
- Тогда и хлеб будет?
- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить.
- И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.
- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять.
- Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.
- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть.
- Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю.
- Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток.
- И буду хлеб есть?
- Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть.
- И все?
- Нет, не все. Надо муку в кастрюле замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь ставить.
- И спечется хлеб?
- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
- Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.
- Конь, конь! Я тебя съем.
- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
- И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы. Перекувыркнулся волк - и бежать.
Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит :
- Гуси, гуси! Я вас съем.
- Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
- Какую?
- Спой нам, а мы послушаем.
- Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.
Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.
Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”
Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
- Баран, баран, я тебя съем!
- Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
- Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!
Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
- Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:
- Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.
Дыхательное упражнение: «Подуем на хлебушек» :
Теперь давайте немного отдохнём, встанем на ножки:
-Вот у меня есть волшебные батончики хлеба, давайте подуем на них, они же только что из печки. (сели)
Гимнастика для глаз: "Отдыхалочка".
Мы играли, мы читали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
Теперь давайте снова присядем и вспомним, что же случилось с волком в сказке.
Вопросы к сказке :
1. Что ел человек, когда встретился с волком?
2. Угостил человек волка хлебом, понравилось ли ему?
3. Легко ли хлеб получить, что нужно для этого сделать?
4. Без труда получилось у волка покушать?
5. Чем закончилась сказка?
Молодцы, ребята! Понравилось вам сегодня занятие? Про кого была сказка? На этом занятие окончено, можно пойти поиграть.