Захарьящева Залина
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа».
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ №5 «Радуга» г. Зеленокумска Ставропольского края Захарьящева З. Н.
Тема: «Пересказ художественного произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа» с использованием сюжетных картинок».
Публикация «Открытое занятие по развитию речи в старшей группе „Пересказ рассказа Н, Носова „Живая шляпа“» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Носов Н.Н.
- Открытые занятия. Конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Живая шляпа», Носов Н.Н.
- Темочки
Цель: Развитие связной речи путём последовательного пересказа сюжета по серии картинок.
Задачи:
Обучающие - закрепить умение составления рассказа по серии сюжетных картинок; продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок;
Развивающие – развивать умение располагать картинки в заданной последовательности; учить исправлять деформированный сюжет путём перестановки сюжетных картинок; развивать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путём работы в группе.
Воспитательные - воспитание гуманного отношения к домашним животным.
Оборудование: шляпа, игрушка котёнок, портрет Н. Носова, набор сюжетных картинок к рассказам «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазёры», «Ступеньки», «Леденец»; карточки к дидактическим играм, сюрпризные карточки.
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.
Ход деятельности.
1. Настрой на работу. Готовая литературная форма диалога.
- Вы сегодня умывались?
- Умывались, причесались.
- Вы покушали с утра?
- Каша вкусная была.
- Вы спасибо говорили?
- Это точно не забыли!
-А к работе вы готовы?
-Мы готовы каждый день
И трудиться нам не лень!
М. Менщикова
- Вы когда-нибудь были в цирке?
- Кто в цирке показывает фокусы?
- Что используют фокусники для своих фокусов?
- Сегодня шляпа будет помогать мне.
Шляпа мой помощник, дети.
Знают многие на свете
В зной от солнца защищает.
В холод голову спасает.
- В моей шляпе лежит предмет.
- Какой, вы узнаете, задав мне вопросы. Но для того чтобы вам было легче, я приготовила подсказки.
2. Дидактическая игра «Вопрос с подсказкой».
Карточки с символами, обозначающими то или иное содержание вопроса.
Карточка с вопросительным знаком – «Что это?», «Кто это?»
Карточка с цветными пятнами, – «Какого цвета?»
Карточка с геометрическими фигурами, – «Какой величины предмет?»
Карточка с изображением руки, «Как можно играть с этим предметом?».
Ребята задают вопросы, опираясь на подсказку воспитателя. После того, как ребята отгадают, что лежит в шляпе, воспитатель достаёт игрушку.
- Кто это?
- Котёнок?
3. Работа со скороговоркой «Мой котенок».
- Какую скороговорку про котенка вы знаете?
Мой котенок на окошке,
Кашку кушает по крошке.
- Произнесите скороговорку медленно, в полголоса.
- Произнесите скороговорку с радостным настроением.
- Произнесите скороговорку с грустью.
- Произнесите скороговорку быстро на выдохе
4. Инсценирование готовых литературных диалогов.
- Сейчас ребята покажут нам сценки про маленьких котят. (Детям, участвующим в инсценировке, надеваются маски – наголовники) .
Девочка и котенок
Маленькая Настенька с котиком играла,
Пела ему песенки и стихи читала:
- Баю, баю, баюшки, я тебе спою,
А потом в кроватку спать я положу.
Но капризный котик, слушать не хотел
И свою он песенку девочке запел:
- Мяу, мяу, Настенька, спать я не хочу,
Лучше дай сметанки в мисочку мою.
М. Менщикова
(Диалог воспитателя и всех детей.)
Хозяйка и кот
- Почему ты черен, кот?
- Лазил ночью в дымоход.
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Меня пес в пыли валял.
- Так какого же ты цвета?
- Я и сам не знаю это.
5. Динамическая пауза.
Упражнения под песенку «Пушистый беленький котенок».
6. Работа над языком и содержанием рассказа.
- Воспитатель: - Ребята портрет какого писателя вы видите?
Дети: - Писателя Н. Носова.
Воспитатель: - Н. Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы вспомним одну из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома. Называется она «Живая шляпа». (Показывает детям книгу Носова, из которой вылетают страницы)
– Ребята, что же делать, мы не сможем теперь прочитать этот рассказ. Вы мне поможете собрать рассказ по картинкам? (ответы детей)
Проводится дидактическая игра «Собери правильно» - нужно собрать только те картинки, которые принадлежат этому рассказу.
- Как вы думаете что это рассказ, сказка или стихотворение?
- Почему вы так решили?
- Вам понравился этот рассказ?
- Смешная это история или печальная?
- Какой предмет «ожил» в доме Вадика?
- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
- Как звали котенка, оказавшегося под шляпой?
7. Составление плана рассказа.
- Давайте вспомним из скольких частей состоит рассказ или сказка?
- В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.
- Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа», расположите картинки в правильном порядке. Молодцы! – Ребята, кто из вас может рассказать эту историю от начала до конца? (воспитатель спрашивает 2-3 детей).
1. Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде.
2. Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Они обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу.
3. Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпа зашевелилась и поползла к нему.
4. Мальчики испугались и выбежали из комнаты.
5. На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась.
6. Тогда мальчики взяли картошку и стали кидать в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. И из-под нее выбежал котенок.
11. Рефлексия:
Ребята, я хочу подарить вам шляпки, но они не простые: там кто – то прячется. Хотите узнать кто? Вам нужно стереть верхний слой пластилина и вы узнаете.
Дети выполняют задание и находят там картинки с изображением забавных котят.
По окончании дети становятся вокруг воспитателя, передают шляпу и рассказывают, что им было на занятии интересно.
- Что мы сегодня делали?
- Каким было ваше настроение?
- Почему?
- Что вам больше запомнилось?