Оксана Скуридина
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Круговорот воды в природе»
Конспект открытого занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе
на тему:
«Круговорот воды в природе"
Задачи:
• Дать детям элементарное представление о понятии «Круговорот воды в природе».
• Закреплять представления о свойствах, значении и состояниях воды.
•Развивать умения детей определять свойства воды с помощью схем карточек.
• Учить устанавливать причинно-следственные зависимости, умению делать выводы в процессе исследовательских действий;
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов.
• Стимулировать речевую и познавательную активность.
• Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Стимулировать речевую и познавательную активность;
• Воспитывать бережное отношение к воде.
• Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, сахар, молоко, карточки – схемы, видео ролик «Путешествие капельки», коктейльные трубочки, шапочки, фартуки, глобус.
Предварительная работа: Беседа о воде, ее роли в жизни человека; проведение экспериментов с водой;
рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии»;
чтение художественной литературы по теме «Вода».
Методические приемы: беседа, вопросы, совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность, видео и аудиозапись
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Ребята, какое у нас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
Воспитатель
1, 2, 3, 4, 5,
Приглашаю всех играть!
Всё хотим на свете знать,
Тайны мира раскрывать!
Воспитатель
Дети, станьте вокруг стола. (На столе глобус накрыт большой салфеткой).
Я загадаю загадку, а вы отгадайте, что находится под этой салфеткой.
Загадка: На нё м уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
Его ты можешь с собой унести
По всей планете руками пройти (глобус)
Воспитатель
Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша. (Показать на глобусе)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
Ответы детей: (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
Воспитатель
А что вы знаете о воде? Какая она?
Кому нужна вода?
Зачем вода нужна растениям?
А как они её получают?
Почему животные не могут жить без воды?
Ребята, а людям нужна вода?
Воспитатель
Ребята, а где в нашей жизни можно встретить воду?
Примерные ответы детей: (Вода есть в кране, в тучке. Вода есть в бассейне.
Вода есть в луже, в организме).
Воспитатель
Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете.
О воде мы говорили очень много. Вы же знаете, что вода может быть в разных состояниях. Каких?
Ответы детей: (Вода может быть жидкой, твердой и парообразной)
Воспитатель
Правильно, она может быть жидкой, твердой и парообразной).
Дети, давайте вспомним о свойствах воды.
А чтобы вспомнить, какими свойствами обладает вода, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но чтобы туда попасть давайте скажем волшебные слова:
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись
И в лаборатории очутись!
Ну вот мы с вами и оказались в нашей лаборатории. При проведении опытов, есть определенные правила, которые вы должны выполнять: без разрешения ничего не трогать; слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я. Опыт №1. «Вода - жидкость. Вода не имеет формы» - Возьмите стаканчик с водой и перелейте в другой стаканчик. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет и льется. Почему вода переливается? (ответы детей).
- Совершенно верно.
- Дети, представьте, если бы вода была не жидкой.
Ответы детей (она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана.
- А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
- А еще, ребята, когда вы перелили воду в другой стакан, миску, какую форму вода приняла?
А теперь перелейте воду в те емкости, которые стоят у вас на столах (колба, чашка, блюдце).
Какую форму приобрела вода?
Ответы детей.
- Совершенно верно, вода приобретет форму тех сосудов, в которую ее нальют. Значит отсюда можно сделать вывод, что вода своей формы не имеет.
Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы.
Воспитатель предлагает детям поставить схему – карточку на мольберт
Опыт № 2. «Вода бесцветная и прозрачная»
- А сейчас возьмите стаканчики с водой в руки. - Ваши пальчики видны сквозь воду? (Ответы детей) - Поднимите стаканчики на уровень ваших глаз, посмотрите сквозь стаканчики друг на друга. Видите, друг друга? (да). А теперь опустите в стакан ложку. Что вы заметили? (ложку видно).
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: вода –бесцветная и прозрачная.
Воспитатель предлагает детям поставить схему – карточку на мольберт
Опыт № 3. «Вода не имеет запаха»
- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет. (У воды нет запаха). Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. Вывод: вода не имеет запаха.
Воспитатель предлагает детям поставить схему – карточку на мольберт.
- Ребята, совершать открытия - очень трудное дело, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Как вы считаете? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов.
Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса. Вода - растворитель»
- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Ответы детей).
- А теперь давайте положим в воду постороннее вещество. Возьмите ложечки, зачерпните и насыпьте ровно одну ложку. Теперь размешайте и попробуйте на вкус. Есть ли у него, вкус? (Ответы детей).
- Какая вода на вкус? (Сладкая). Значит мы добавили в нее что? (Сахар). Что же можно сказать о воде? Вода приняла вкус сахара, т. е. растворила сахар.
Значит вода может растворять различные вещества.
Какие вещества может растворять вода?
( Ответы детей: сахар, соль, кофе).
Вывод: Вода не имеет вкуса, но может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. Вода - растворитель.
Воспитатель предлагает детям поставить схему – карточку на мольберт.
Опыт №4 «Пузырьки в воде»
- Дети опустите трубочки для коктейля в стаканчики с водой и слегка подуйте в них. Посмотрите образуются пузырьки с воздухом. Какой можно сделать вывод? (Пузырьки хорошо видно, потому что воздух и вода не смешиваются)
Воспитатель предлагает детям поставить схему – карточку на мольберт.
Воспитатель:
Вот мы и вспомнили свойства воды.
(Все вместе по карточкам называют свойства воды : Вода - жидкость. Вода не имеет формы; Вода бесцветная и прозрачная; Вода не имеет запаха; Вода не имеет вкуса. Вода – растворитель; Вода и воздух не смешиваются).
Круговорот воды в природе
Воспитатель:
А теперь давайте поговорим вот о чем. Вода в наши квартиры поступает со станции очистки. На эти станции вода попадает из рек, озер, подземных водохранилищ. Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы ее берем тоже много. Хотите узнать, почему вода в реках не кончается? Как река пополняет запасы воды?
Зрительная гимнастика.
Видеоролик «Путешествие капельки»
Воспитатель:
Дети, это явление в природе называется «Круговорот воды» Закрепляет с детьми название «Круговорот воды в природе»
А теперь давайте присядем за стол.
Пальчиковая гимнастика :
Меж еловых мягких лап
Дождик кап-кап-кап!
(Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола,
стучат пальцами по столу.)
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох.
(Поднимают руки над столом, пальцы то складывают вместе, то раскрывают широко.)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
(Указательным пальцем правой руки касаются поочередно всех пальцев левой руки.)
Кто нашел его, друзья?
Это я, я, я!
(Сжав все пальцы, левой руки, кроме мизинца, показывают его.)
На своих карточках нарисуйте «Круговорот воды»
Дети рассказывают по рисункам о круговороте воды в природе.
(Когда ярко светит солнце, капельки воды превращаются в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю).
Воспитатель:
Ребята настала пора возвращаться в детский сад, давайте закроем глазки и скажем волшебные слова:
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись
И в детском саду очутись!
Дети, вам понравилось наше путешествие?
Что запомнилось?
Что интересного было в путешествии?
В чём вы затруднялись?
- Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Спасибо вам ребята. Вы были очень хорошими исследователями. А Капелька хочет подарить вам на прощание свое изображение, чтобы вы о ней не забывали.
Давайте скажем гостям «До свидания!»