Марина Скатова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Загадочный невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 "Лесная полянка" г. Нижний Новгород.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Загадочный невидимка"
Выполнила: Скатова М. Н
Цель:
Развивать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности; Изучить особенности ветра (воздуха).
Задачи:
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Обогащать знания детей об окружающем мире, через опытную деятельность с воздухом.
2. Воспитывать любознательность, потребность в получении информации об явлениях природы (ветре, через опытническую деятельность.
3. Развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы.
Расширять словарь.
Материал и оборудование: Проектор, слайды (фото из https://yandex.ru-Яндекс. Картинки, две свечи, тонкие полоски бумаги (ткани, тазы с водой, самодельные кораблики, веера. Запись песни "О веселом ветре" муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача.
Предварительная работа.
1. Чтение сказок, в которых присутствует ветер - как персонаж. А. С. Пушкин - "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". К. Д. Ушинский "Солнце и ветер". Латышская сказка - "Солнце, мороз и ветер". С. Прокофьева "Сказка о ветре в безветренный день".
Пословицы, поговорки, стихи, загадки о ветре.
2. Просмотр мультфильма: "Золотые колосья".
3. Беседы: "Зимние ветры", "Чем опасен холодный воздух".
4. Наблюдения: Определяем силу ветра. Определяем направление ветра.
5. Творческая мастерская: "Рисуем воздухом".
Содержание.
Вос-ль: Ребята, к нам сегодня в гости пришел загадочный Невидимка. Отгадайте кто это?
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь,
Тучи нагоняет,
Дует, задувает,
По свету рыщет,
Поет, да свищет.
Ответы:
Вос-ль: Верно, а почему же мы его не видим?
Ответы:
Вос-ль: Как мы можем определить что есть ветер?
Ответы:
Слайд №1 (изображение ветра из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" А. С. Пушкин.).
Вос-ль: Ребята, как красиво описал ветер А. С. Пушкин в своей сказке. Давайте вспомним эти строчки.
Ответы:
Вос-ль: Ребята, а всегда ли ветер такой? Каким еще он может быть?
Дидактическая игра "Подбери определения"
Вос-ль: Ребята, а как мы еще можем назвать ветер, в зависимости от силы ветра, направления движения, и от времени года?
Слайд №2 (фото нескольких видов проявления ветра в природе) ураган, легкий ветерок, метель, буран, вьюга и. т. д.
Ответы:
Вос-ль: Ребята, а если вы гуляете, прогуливаетесь, а в это время налетает сильный ветер - ураган, что вы будете делать?
Уточнить правила безопасного поведения на природе, во время шквалистого ветра, урагана, бури.
Слайд №3 (фото схемы безопасного поведения на природе при порывах шквалистого ветра).
Вос-ль: Молодцы, ребята, не растерялись, все сказали правильно.
А теперь давайте вспомним какие пословицы и поговорки, русский народ сложил о ветре.
1. Не море топит корабли, а ветер.
2. Ветер без крыльев летает.
3. За ветром в поле не угонишься.
4. Ветер с ветром не знается.
5. Куда ветер, туда и пламя.
6. Ветер подует, следы заметает.
7. Против ветра не надуешься.
8. Когда ветер не дует, так и не холодно.
9. Куда ветер дует, там и дождь идет.
Какой русский народ наблюдательный, мудрый. Все увидел, все подметил.
Вос-ль: Ребята, а как вы думает, всегда ли от ветра только вред? Может он и пользу может приносить?
Ответы:
Вос-ль: Конечно ветер приносил людям и огромную пользу.
Слайд №4 (фото ветра вращающего жернова мельницы, надувает паруса кораблей.)
Вос-ль: Посмотрите, как ветер вращает жернова огромной мельницы.
Пальчиковая гимнастика: "Ветер и мельница".
Вос-ль: Ребята, а давайте с вами представим, что нам вдруг стало жарко, мы хотим, чтобы легкий ветерок нас обдувал.
Физкульт минутка: "Ветер дует нам в лицо"
Вос-ль: Ребята, а вы хотите разгадать тайны нашего гостя "Невидимки" (воздуха? Тогда отправляемся в нашу лабораторию.
Слайд №5 (фото изображения лаборатории, схема правил при проведении опытов.).
Опыт №1. Проводится в холодную погоду.
Приоткрыть дверь на улицу, зажечь свечи (не забывать о безопасности). Держать одну свечу вверху, а другую внизу образовавшейся щели. Предложить детям определить, куда "наклоняется" пламя свечей? (пламя нижней направленно внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый (ведь он замерз, поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он входит к нам в комнату, сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи "наклоняется" теплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу, а внизу - холодным (он ползет на встречу). Получается, что "один" воздух, теплый, движется вверху, а на встречу ему, внизу, ползет "другой", холодный воздух. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, образуется ветер.
Вывод: Ветер - это движение воздуха.
Слайд №6 (схема опыта).
Опыт №2.
Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги (ткани). Открыть форточку. Пусть ребята потрогают батареи, чтобы удостоверится, что они теплые. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Мы уже знаем, что теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку, и впускаем холодный воздух с улицы. Смотрим за движением полосок бумаги, что с ними происходит? Они начинают колебаться от появившегося ветра.
Вывод: Закрепили с детьми понятия ветра - движения воздуха.
Слайд №7 (схема опыта).
Опыт №3.
Опустить парусные кораблики в тазы с водой, дети дуют на паруса, кораблики плывут. так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветер отсутствует? А если ветер очень сильный? (Все это дети могут продемонстрировать при помощи веера).
Вывод: Чем сильнее сила ветра, тем быстрее движется предмет.
Слайд №8 (схема опыта).
Вос-ль: Ребята, что же такое ветер?
Ответы:
Вос-ль: Ребята, чем вам понравилось сегодняшнее занятие? Что нового, интересного узнали? Вспомнить еще раз правила поведения при сильном ветре.
А наш загадочный "Невидимка принес вам угощения и веселую песенку.
Молодцы ребята.
Звучит песня "О веселом ветре" муз И. Дунаевского. сл. В. Лебедева-Кумача.