Оксана Воропаева
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы «Маленькие ученые»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы «Маленькие ученные».
Подготовила воспитатель : Воропаева О. В.
Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование.
Задачи: Закрепить знания детей о некоторых свойствах воздуха и воды,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
продолжать учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, рассуждать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
Развивать любознательность, память, познавательный интерес.
Воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость открытий.
Оборудование и материалы:
столы, одноразовые шапочки, 2 стаканчика с водой, платочек, салфетки, фломастер,0,5 бутылки с водой, краски, скрепки, полиэтиленовые пакеты, коктельные трубочки, соль, сахар.
Предварительная работа: рассматривание объектов живой,неживой
природы, знакомство со свойствами воздуха, закрепление знаний о
свойствах воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой, воздухом.
Ход НОД
Почтальон приносит письмо.
Воспитатель: -Интересно, от кого же письмо, давайте почитаем.
Чтение письма:
"Доброе утро, ребята! Вы меня хорошо знаете. Вместе со мной вы начинаете и заканчиваете день. Не раз в течение дня мы с вами встречаемся. Обычно я веселая, озорная, спокойная, но иногда бываю сердитой, недовольной, особенно когда дует сильный ветер, гремит гром, сверкают молнии. Тогда я становлюсь грозной и опасной. Но если выйдет солнышко, я снова веселая и жизнерадостная. А если становится холодно, я буду твердой, как камень. Я всем очень нужна! Кто же я?
Воспитатель: - Да, дети, это вода. Вода - это часть неживой природы.
Воспитатель: - Вода очень нужна человеку. Для чего?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на глобус. Вы знаете, что синим цветом обозначены реки, озера, моря, океаны. Воды на Земле в 3 раза больше, чем суши.
Первое задание "Где же вода?"
Сейчас я буду называть разные слова. Если вы услышите слово, которое имеет отношение к воде, вы хлопните в ладоши.
Дерево, снег, дождь, камень, ручей, машина, болото, град, море, песок, водопад, туман, ветер, пар, мяч, иней, бумага, лед, роса, одеяло, стол, сель, кормушка, туча, радуга, айсберг, телефон, река.
Второе задание.
Я буду бросать мяч. Называть водоём, а вы мне будите говорить, какая вода в водоёме.
Река — речная.
Озеро — озерная.
Море — морская.
Океан — океаническая.
Река в горах — горная.
Болото — болотная.
Родник — родниковая.
Колодец — колодезная.
Пить — питьевая.
Воспитатель: Молодцы ребята справились и со вторым заданием.
Эмоциональный настрой:
Вставайте все в дружный круг, (все встают в круг)
справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг
повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых.
А теперь на три, два, раз - повернемся в круг сейчас.
Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, получилось!
Уважаемые взрослые, пройдите сюда. Что-то мне этот стол, баночки, вода и другие предметы напоминают маленькую лабораторию. Значит, вы сейчас не только взрослые, а настоящие?
Дети «взрослые» : Настоящие ученые! (надевают на головы шапочки).
Воспитатель: Ребята, сегодня вы попали в настоящую лабораторию.
А вы, слышали, кто там работает?
Воспитатели «дети» : Там работают ученые.
И я буду вашим научным руководителем
Воспитатель: А, что же делают ученые в лаборатории?
Не знаете? Давайте спросим ученых. Георгий Алексеевич, может, вы сообщите детям, что же делают ученые в лаборатории?
Г. А: Ученые проводят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Ребята, а вы, знаете, для чего проводят опыты и эксперименты?
Нет? Давайте спросим другого ученого лаборатории
Дарья Сергеевна, для чего вы проводите опыты и эксперименты?
Д. С. : опыты мы проводим, что бы узнать что-то новое или проверить, или что ни будь придумать и увидеть новое.
Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное? - Да.
Воспитатель: Только для начала коллеги вспомним правила поведения в лаборатории
• Внимательно слушать старшего научного сотрудника
• Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу
• Аккуратно пользоваться емкостью для воды
• Поддерживать порядок на своем рабочем месте
• После каждого опыта делать вывод
Без разрешения запрещается
• вставать с места.
• трогать оборудование и приборы.
• засовывать что-либо в нос, рот, уши.
Воспитатель: ученые хотят разгадать загадки природы. Ребята, а вы любите загадки? Тогда слушайте.
Загадка: Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды – жить нельзя нам без (воды). Правильно.
Воспитатель: А сейчас уважаемые коллеги мы приступаем к экспериментам.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода — это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и перелейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?
Вывод детей : вода жидкая – течет.
Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус?
Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли.
Вывод детей : вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – сол ная
Воспитатель: Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?
Вывод детей : в стакане с водой трубочки видны – вода прозрачная.
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода формы?
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель
Физминутка:
Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На четыре руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик сесть опять.
Сейчас с водой вы увидите настоящие фокусы.
Уважаемые лаборанты, кто из вас желает показать фокус с водой и превратить её в цветную?
3. Фокус с водой. Вода обычная становится разноцветной!
Секрет фокуса: Для проведения фокуса необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей). В банки заранее наливается вода. Фокусник показывает всем, что вода обыкновенная, затем говорит
слова: Я бутылку подниму и немножко потрясу. Теперь платочек поднимаем, какого цвета вода? Называем. (красная). Ребята, я вижу, что вам тоже хочет попробовать изменить цвет воды вместе с фокусником.
Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники, какой мы сделаем вывод?
-Вода может растворять краску и изменять цвет.
Воспитатель: А вот еще вам один фокус. Возьмите салфетки и опустите их в воду. И вы увидите, что произойдет.
Вывод: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая всю салфетку цветным рисунком.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть с водой. Игра называется «Веселые медузы».
Вывод: Когда ты сжимаешь бутылку под давлением воды медузы опускаются, а когда опускаешь бутылку, давление воды падает и они поднимаются вверх.
Воспитатель: А сейчас я хочу вам загадать загадку,и вы узнаете о чем пойдет речь
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
Воздух
Опыт4. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в н м?
Дети: Он пуст.
Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух, вот так и закрутите пакет. Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял вс место в мешке. Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В н м нет воздуха.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Воспитатель: И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Уважаемые работники лаборатории, а как еще можно обнаружить воздух?
Ученые :с помощью трубочки для коктейля
Опыт 4. Обнаружение воздуха с помощью трубочки для коктейля и стаканчика с водой.
Давайте подуем через трубочку в стакан с водой. Как здорово у вас получилось. Что случилось с водой в стакане, почему она забурлила?
(из трубочки выходил воздух).А откуда воздух появился в трубочке?
(ответы детей).
Вывод: сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха? (Дети говорят свои мнения).
Воспитатель: А давай проверим! Закройте ротик, а носиком не дышать!
Опыт 5. «Не дышу»
Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты
Вывод: Без воздуха человек не может жить
А теперь предлагаю всем встать и немного поиграть.
Игра "Бывает - не бывает".
Дети и ученые становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети и взрослые отвечают, если «Бывает»-то делают хлопок в ладоши и говорят
«да», если «не бывает»- то качают головой и говорят «нет».
•Воздух бывает теплый? (Да).
• Воздух бывает чистый? (да).
• Воздух бывает пушистый? (Нет).
• Воздух бывает легкий? (да).
• Воздух бывает грязный? (да).
• Воздух бывает сердитый? (Нет).
. Воздух прозрачный? (да)
Воспитатель: Молодцы и «взрослые - ученые» и ребята, все ответили правильно.
Воспитатель: посмотрите «взрослые», как рады «дети», значит, не зря они сегодня попали в нашу лабораторию. Вижу, что вам «взрослым – ученым» тоже захотелось стать детьми…
Воспитатель: Ребята, наши «ученые – взрослые» тоже захотели стать детьми и хотят тоже увидеть что- ни будь интересное…
Давайте снова встанем в круг. (все встают в круг)
Справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг
повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ученых- в ребят. А теперь на три, два, раз - повернемся в круг сейчас.
Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, опять все получилось! Ребята,
присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. Но мне показалось, что вам захотелось снова стать детьми. Ведь дети хотят все знать и им интересно все новое. Согласны?
Анализ результатов деятельности : Если вам понравилось занятие, и вы получили полезную информацию, возьмите улыбающийся смайлик, если вам было не интересно – смайлик без улыбки, а если вы скучали, то – грустный смайлик.
Воспитатель: - Дети, а это еще не все Волшебница Вода дает вам домашнее задание - нарисовать напоминающие знаки о правилах поведения в природе, дома по отношению к воде и воздуху.