Олеся Герасименко
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук;
2. Уметь отличать «букву» от «звука»;
3. Развивать мелкую моторику и координацию движений;
4. Развивать фонематический слух;
5. Закреплять умения делать звуковой анализ слова;
6. Применить дифференцированный подход к выполнению заданий.
Материалы: карточки для звукового анализа слова; лента букв; песок; фишки
Ход НОД
1. Сюрпризный момент (дети стоят на ковре)
Публикация «Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе „Изучение понятия „гласный“ и „согласный“ звук“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
-Давайте, послушаем мелодии, которые я вам подготовила.
(хруст снега под ногами, пение снегирей, зимняя вьюга, катание на коньках и на лыжах)
-Что вы слышали, ребята?
- Все, что мы произносим, читаем, пишем, как это называется? (Наша речь).
- Из чего состоит наша речь? (из слов)
- А слова? (из звуков)
-А увидеть звук мы можем? А написать звук можно? (буквами)
- Звук мы произносим и слышим. А буквы мы видим и пишем.
2. Знакомство с понятием «гласные звуки».
Сегодня я хочу рассказать вам о звуках, которые произносит человек.
Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер :
А — радостный и веселый, (он любил широко открывать рот)
У — умный, (складывал губки трубочкой, как уточка)
О — очень любил всему удивляться, (его ротик был похож на колесо)
И — игривый, улыбчивый, (ротик его всегда улыбался)
Э —рассудительный, (его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят)
Ы — самый настойчивый, (пел низко, немного улыбаясь с приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком)
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и высоко, и низко, и громко, и тихо. Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными звуками, а чтобы они отличались от других звуков им подарили красные рубашки.
-Гласные звуки мы можем пропеть и воздух во рту не встречает преград!
-Есть песенка, которая поможет нам запомнить, как же произносятся гласные звуки.
Заучивание стихотворения
- Гласные тянутся в песенке звонко,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать
И в колыбели ребенка качать
-Я уже говорила, что гласные звуки любили петь. Вот сейчас мы и попробуем с вами спеть, что же у нас получится. Выходите гласные звуки к доске.
(закрепить за ребенком определенный звук)
А) группа1
-Гласные звуки хорошо пели :
-по одному (-А-, -У-, -О-, -И-, -Э-, -Ы-)
-парами, дуэтом (АО, УИ, ЭЫ; АУ,ОЫ, ЭИ)
-по трое, трио (АУО, ИЭЫ
Б) группа2
Звуковой анализ слова (дым, дом, мак,сыр, лук)
-Как мы делали звуковой анализ слова?
-Для чего нам нужны клеточки?
-Ваше задача-найти гласный звук, определить где он стоит (в начале, в конце, в середине) и выделить его теперь красной фишкой, а не белой)
В) группа3
Упражнение «Узнай звук, который я произнесла без голоса»
4. Физминутка. Игра «Затейники»
5. Проверка звукового анализа. Работа 1-2 детей и у доски.
6. Знакомство с понятием «согласные звуки».
-В русском языке есть и другие звуки. Послушайте продолжение сказки.
Сказка о согласных звуках
Так себе и жили гласные звуки : «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И» очень долго. Пели звонкие песни, но вот однажды их услышали другие звуки. И так им тоже захотелось петь, что они попросили гласные звуки их научить петь.
"П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
"Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
«Ф-Ф-Ф – зафыркал звук «Ф».
"Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" — закричали звуки. И с тех пор их стали называть согласные звуки.
Вопросы:
-А как вы думаете, почему согласные звуки не смогли ничего спеть?
-Что им мешало петь? Что встречают на совеем пути согласные звуки? (преграду-язык, зубы, губы)
-Есть песенка и про согласные звуки, которую мы тоже постараемся выучить и повторять на каждом занятии.
Заучивание стихотворения
- А согласные согласны –
Шелестеть, свистеть, сопеть,
Громко хлопать и шипеть,
Но не хочется им петь.
-И вот согласные звуки тоже захотели себе рубашки. И им гласные звуки подарили рубашки синего и зеленого цвета.
-А почему некоторые согласные звуки выделены синим и зеленым цветом, как вы думаете?
(синий-всегда твердый, зеленый – всегда мягкий; а если показан и синий и зеленый цвет-то звук бывает и мягким и твердым)
Знакомство с лентой звуков.
7. Закрепление понятий «твердый-мягкий звук»
Работа у доски, за столами. Звуковой анализ слова кит и кот.
-Сколько звуков в слове кит?
-Сколько гласных звуков? Назовите гласные звуки? Какой фишкой мы отмечает гласные звуки? («И», «О» красным)
-Остальные звуки как называются? (согласные)
-В слове кит назовите первый звук(«Кь», «К»); последний («Т»)
-Какую фишку мы поставим на звук «КЬ», «К»? почему?
-Какую фишку мы поставим на звук «Т»? почему?
8. Практическая часть.
Но однажды сели звуки на полянке и задумались:
— Как же так? — говорит А. — У всех есть дома, а у нас нет
— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.
— О, и у каждой птички есть гнездо! — подхватил О.
— И люди в домах живут, — тихонько заметил И.
- Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились Э и Ы.
- Ребята, а где живут звуки? (Ответы детей) Каждый звук живет в своей букв
Звук А живет в букве А, звук О живет в букве О и т. д. Вот и они подумали-подумали, тоже себе домики захотели.
- Из чего или как можно буквам домики смастерить? (Предположения детей) Можно построить из соломы, из кирпича, из брёвен, изо льда…
- А я предлагаю вам построить домики для наших звуков из …
Только вы должны отгадать загадку:
Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? - (песок)
А песок наш непростой,
он волшебный и живой!
Алина:
Правила поведения
Чтоб заданья выполнять
Надо правила все знать.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Ты с песком играй, лепи,
Только руки не мочи.
Будет наш песок сухой
И подружится с тобой!
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Я хочу построить дом,
Чтобы звуки жили в нём.
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
«О» в окошечко глядит,
«Ы» на крыше там сидит,
«И» стоит на лесенке,
распевает песенки,
«У» заснул у нас в трубе,
не дождался звука «Э»
«А» в гамак забрался,
Загорать собрался.
Вот такие гласные, гласные – прекрасные!
Работа с песком.
7. Рефлексия (на ковре)
- Ребята, подумайте, что для вас было сегодня сложным, что простым, что интересным, а что нет?
-Какие звуки называют гласными? Какие согласные?
-Что мы узнали о звуках? (их мы слышим и произносим)
-Что мы узнали о буквах? (мы их пишем и видим)
- Сегодня хочу отметить тех ребят, которые активно отвечали и работа на занятии…