Иванна Кириленко
Открытое занятие по ФЭМП «Геометрическая сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
В целях математического развития дошкольников можно использовать сказочные сюжеты. Занимательная форма таких сказок, хорошо знакомые герои, проблемные ситуации легче вводят ребенка в сложный и прекрасный мир математики, успешно развивают полноценные математические представления и познавательный интерес у детей. Действуя с героями сказок, они с большим удовольствием выполняют задания, предложенные воспитателем, легко обучаясь считать, узнавать форму предметов, оценивать их по величине, размышляя и рассуждая.
Задачи:
Публикация «Открытое занятие по ФЭМП „Геометрическая сказка“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
• Учиться находить и называть форму реальных предметов.
• Закреплять умение сравнивать геометрические фигуры по величине, понимать соотношения между ними.
• Упражняться в счете.
• Согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже.
• Учить отсчитывать определенное число выполняемых действий в соответствии с количеством предметов на рисунке или числом ударов музыкального инструмента.
• Узнавать через загадку образы и называть их.
• Учиться делать простейшие выводы, логические умозаключения.
• Вызывать у детей радость общения со сказкой.
• Учиться вести себя в коллективе сверстников, слышать друг друга.
Материалы к занятию :
• Фланелеграф и магнитная доска.
• Колобок квадратной и круглой формы.
• Плоскостные изображения зайца и трех медведей.
• Картинки предметов обихода разных геометрических форм трех размеров.
• Картинки пейзажей по сюжету сказки.
• Бубен и картинки для подсчета количества выполняемых действий.
• Квадрат, прямоугольник, треугольник.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром я увидела одного сказочного героя. Он сказал, что хочет вам рассказать очень интересную историю. А вы хотели бы с ним встретиться? Если да, то тогда отгадайте загадку:
Он испекся в русской печке,
Покатился за крылечко.
У него румяный бок.
Это вкусный… (Колобок)
Воспитатель показывает Колобка квадратной формы: «Здравствуйте, дети, я – Колобок!».
Дети удивляются, смеются, высказывают свои впечатления.
Воспитатель:
Что-то не так? Почему вы смеетесь?
Дети:
Колобок такой не бывает!
Воспитатель:
Колобок не такой формы? А какой формы он должен быть?
Дети:
Он в сказке круглый, катится.
Воспитатель:
Правильно!
Из-за квадратного Колобка появляется Колобок круглой формы.
Все ясно, он решил над нами пошутить! А вы правильно сказали, что Колобок круглой формы!
Колобок, ребята, очень веселый! И сегодня он хочет вас развлечь и рассказать вам свою сказку, но не про бабушку с дедушкой и не про зверей, с которыми встретился, когда укатился, а про своих новых друзей из мира геометрических фигур. Готовы? Итак, сказка начинается.
Воспитатель рассказывает сказку от имени Колобка, одновременно показывая сюжет, используя подготовленные вспомогательные материалы: фигуры, картинки, иллюстрации.
«Однажды встретились… (показываем фигуру и ждем ответа детей, правильно, Квадрат и … (показываем фигуру, правильно, Прямоугольник. Они были старые друзья, но давно не виделись. Очень обрадовавшись встрече, они решили навестить своего третьего друга, которого звали… (показываем фигуру, правильно, Треугольник.
Дорога к его домику была очень длинная и друзьям предстояло преодолеть много трудностей. Сначала тропинка привела их в дремучий лес, а так как дорожка там была неровной, то друзьям пришлось прыгать с кочки на кочку. Квадрат быстро преодолел это препятствие, так как все стороны у него были равны. Зато Прямоугольник постоянно падал. Как вы думаете, почему?
Правильно, ведь у него стороны разной длины: две… длинные и две… короткие. Прямоугольник очень завидовал Квадрату.
Но вот тропинка привела друзей к реке. Река была широкая и глубокая, а на берегу сидел…
А узнать, кто же сидел на берегу, нам с вами снова поможет загадка:
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Грызет морковку.
Кто это?
Правильно, Зайчик!
Так вот, на берегу сидел Зайчик и горько плакал.
- Что с тобой, Зайчик? – спросили друзья.
- Я потерялся, - ответил Зайчик. – Мой дом находится на том берегу, а я не могу туда попасть.
- Не плачь, мы поможем тебе, - сказал ему Квадрат. – Я буду мостом.
Квадрат встал на край берега и хотел дотянуться до другого, но… бултых! – упал в воду и чуть не утонул. Когда Прямоугольник вытащил его из воды, Квадрат был весь мокрый. Тогда за дело взялся Прямоугольник, ведь две стороны у него были… Какими? – Правильно, длиннее, поэтому он с легкостью дотянулся до другого берега.
Зайчик и Квадрат перебежали по Прямоугольнику на другую сторону, помогли подняться другу и долго его благодарили. Прямоугольник был очень доволен и больше никогда ни в чем не завидовал Квадрату. Друзья попрощались с Зайчиком и продолжили свой путь.
Наконец они увидели … Кого? (показываем фигуру и ждем ответ детей).
Правильно, друзья увидели Треугольник. Он сидел на поляне и грустил. Даже приход друзей не вызвал у него особой радости.
- Что случилось? – спросили друзья.
- Ничего, - грустно ответил Треугольник, - просто я совершенно никому не нужен и ужасно одинок.
От таких слов загрустили и Квадрат с Прямоугольником, и призадумались: все-таки зачем же они нужны?
Вдруг Квадрат кое-что придумал, улыбнулся и сказал :
- Эй, Треугольник, становись на мою верхнюю сторону!
Треугольник влез на одну из сторон Квадрата и получился…
Что, ребята, получилось?
Правильно! Получился самый настоящий дом!
- Отличный дом! – воскликнул Прямоугольник. – Но чего-то не хватает.
Прямоугольник влез на одну сторону Треугольника и получилась…
Что, ребята, получилось?
Правильно, получилась труба!
- Вот здорово! – обрадовались все. – Теперь мы вместе, и мы – дом, а хороший дом всегда кому-нибудь нужен!»
Воспитатель:
А вот кому понравился получившийся дом и кто стал в нем жить, мы узнаем после небольшой разминки.
Проводится игра «Физкультура со счетом».
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим.
(4 раза)
Сколько елочек у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.
(на карточке три елочки)
Сколько белочек у нас,
Столько мы присядем раз.
(на карточке две белочки)
Воспитатель:
Пришло время узнать, кто же поселился в нашем домике.
Отгадайте, ребята, новую загадку:
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Кто это?
Правильно, Медведь!
Да не один медведь, а целая семья: Мама, Папа и сыночек.
Из какой сказки появились эти герои?
Дети:
Из сказки «Три медведя».
Воспитатель:
А кто помнит, как их звали?
Дети:
Папа – Михаил Потапович, мама – Настасья Петровна, сынишка - Мишутка
(По мере того, как дети называют персонажей сказки, воспитатель выкладывает их изображения на фланелеграфе).
Воспитатель:
А скажите мне, пожалуйста, кто из них самый большой, кто поменьше, а кто самый маленький?
Дети:
Папа самый большой, мама поменьше, а Мишутка самый маленький.
Воспитатель:
Молодцы! Совершенно верно.
Продолжаем нашу сказку.
Семья медведей уходила по грибы да ягоды, а когда вернулись, то обнаружили, что кто-то приходил к ним в дом, пока они были в лесу, и навел беспорядок. Они не могут теперь сами разобраться, где чьи вещи, и просят вас помочь им.
Дети:
Это девочка маленькая приходила. Она все разбросала и не поставила на место. Мы поможем медведям навести порядок.
Воспитатель:
Перед вами много картинок с изображением вещей трех размеров. Давайте поступим так: сначала разложим все картинки по форме героев сказки, Квадрата, Прямоугольника и Треугольника.
(дети выполняют задание)
Воспитатель:
А теперь наведем порядок по - другому: разберем вещи по размеру медведей. Все большие предметы положим медведю-папе, предметы поменьше – маме, а самые маленькие – Мишутке.
(дети выполняют задание)
Воспитатель:
Молодцы! Справились с заданием! Навели порядок! Помогли семье медведей!
Сказка наша подошла к счастливому концу. Давайте на прощание подарим нашим медведям цветы.
(рядом с фигурами медведей прикрепляем бумажные цветы)
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, чего больше, чего меньше? Цветов или медведей? И как сделать так, чтобы их стало поровну?
(ответы детей)
Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились!
Понравилась вам сказка, рассказанная Колобком?
С какими героями вы в ней встретились?
Правильно! С Колобком, Квадратом, Прямоугольником, Треугольником, Зайчиком, тремя медведями!
Пришло время прощаться со сказкой!
Спасибо вам всем за хорошую работу!
Использованная литература:
1. М. Ф. Моисеева, А. И. Федорова «Сказочная угадайка», Изд. «СМАРТ», Санкт-Петербург, 1996
2. Л. Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7 лет», Изд. «ТЦ Сфера», 2011
3. Н. Л. Куваева, Ю. В. Микляева «Конспекты занятий по математике», Изд. «АЙРИС ПРЕСС», 2008