Иванна Кириленко
Открытое занятие для родителей подготовительной группы по РЭМП «Мир цифр»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 1179»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Открытое занятие для родителей подготовительной группы по РЭМП :
«Мир цифр»
Воспитатель
Кириленко И. В.
Группа || / П3
Москва 2017
Публикация «Открытое занятие для родителей подготовительной группы по РЭМП „Мир цифр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
В целях математического развития дошкольников можно использовать познавательные сказки. Занимательная форма, сюжет таких сказок, веселые и остроумные герои, занимательные проблемные ситуации легче вводят ребенка в сложный и прекрасный мир математики, успешно развивают полноценные математические представления и познавательный интерес у детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом, он стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них.
Краткое содержание одного из возможных сюжетов – это события сказки Л. Пономаревой «Волшебный город» :
Главный герой – хороший обычный мальчик Сережа, имеющий маму и папу, ходящий в детский сад, имеющий друзей, но очень не любящий математику, считающий ее весьма скучным занятием.
В конце одного из дней, когда в детском саду у мальчика вновь не ладились занятия и воспитательница сделала ему замечание, приснился ему сон.
Попал ребенок в сказочный город, да не какой-нибудь, а математический. Захотел дорогу домой найти, но не смог. Цифры привели Сережу к королю Нолю и попросили его Круглое Величество отпустить беднягу домой.
Король ответил, что сможет отпустить славного мальчика домой, если он выполнит несколько заданий. В противном случае Сереже придется задержаться и позаниматься математикой.
Выполняя задания Короля Ноля, герою пришлось вспоминать все то, что ему объясняла воспитательница в детском саду. В результате Сережа находит выход и просыпается дома с ощущением гордости за себя и уверенностью в том, что математика не такая уж скучная вещь!
Задачи. Познакомить родителей с приемами и методами РЭМП. Продолжать раскрывать детям секреты прекрасного мира цифр. Закрепить знание детьми дней недели, их последовательности. Продолжать ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить детей пересчитываться, знакомить с названиями чисел третьего десятка. Закрепить понимание детьми смысла взаимообратных задач, учить рассуждать, доказывать правильность ответа. Учить выполнять узор на бумаге в клетку под диктовку.
Оборудование. Мяч.
Демонстрационный материал: бумажный квадрат большого размера, цифры и математические знаки.
Раздаточный материал: бумажные квадраты со стороной 10-12 см; фломастеры, листы бумаги в крупную клетку, карандаш на каждого ребенка.
Содержание образовательной деятельности.
Педагог рассказывает начало сказки. В процессе рассказывания достает корону и принимает на себя роль Короля Ноля. Предлагает детям представить себя на месте главного героя, пройти все испытания и в итоге получить ключ от выхода.
Для начала предлагает определить, сколько же детей сегодня примет участие в выполнении заданий. Воспитатель просит ребят выйти и встать в кружок, предлагает им пересчитаться (стоит обязательно за кругом). Договариваются, с кого из детей начнется пересчет и в каком направлении (в правую или левую сторону от выбранного, просит их согласовывать окончания числительных в зависимости от того, кого считают: мальчика или девочку. Если в группе окажется детей больше, чем 20 человек, дети вместе с воспитателем пересчитывают их тоже. Создается проблемная ситуация образования чисел третьего десятка. При пересчете можно использовать вспомогательные слова «передо мной», «за мной», «предыдущий», «последующий». Воспитатель, положив руки на плечи двадцать первой девочки, говорит: «Двадцать…» (пауза). Дети: «Один». Воспитатель повторяет: «Двадцать один или…», - ждет ответа детей. Если его нет, сама называет: «Двадцать первая». Положив руки на плечи двадцать второго ребенка, спрашивает: «Сколько? Двадцать…». Дети: «Двадцать два». Воспитатель: «Двадцать…». Дети: «Двадцать второй» и т. д. В конце воспитатель спрашивает: «Так сколько сегодня детей в группе?». Дети отвечают, заменяя порядковое числительное количественным, например: «Нас – двадцать четыре».
Следующим испытанием, предложенным Королем Нолем, станет выполнение задания в комнате с квадратами. Дети занимают места за столами. На столах перед ними лежат квадратные листы бумаги со стороной 10-12 см, по одному квадрату на каждую пару детей, фломастеры. У воспитателя на доске «квадрат» большего размера.
Дети работают парами. Воспитатель предлагает им провести линию фломастером из левого верхнего угла квадрата в правый нижний. Дети в паре договариваются между собой, кто будет проводить эту линию, затем вместе находят левый верхний угол, определяют направление линии – в правый нижний угол. После того, как линию провели, воспитатель просит всех сравнить свои работы и показать цифрой, сколько треугольников получилось. Дети договариваются и один представитель поднимает цифру 2. После этого воспитатель проводит на доске соответствующую диагональ в своем квадрате.
Теперь воспитатель предлагает детям в их квадратах провести линию из левого нижнего угла в правый верхний. Дети в парах определяют, как нужно провести линию, и линию проводит уже другой ребенок в паре. После чего воспитатель проводит линию в своем квадрате. Затем просит детей посчитать, сколько треугольников получилось в каждом из их квадратов. Дети считают и договариваются, какое число покажут. Вполне возможно, что дети не смогут увидеть и пересчитать все восемь получившихся треугольников. Разные пары могут показать разные цифры. Воспитатель, обращая внимание детей на свой квадрат, просит сравнить ее рисунок со своими рисунками. Дети убеждаются, что рисунки одинаковые. Затем воспитатель предлагает представителю детей выйти к доске. Воспитатель обводит каждый из треугольников фломастерами разного цвета. Если одна и та же линия принадлежит разным треугольникам, то цветные линии проводятся рядом. Ребенок у доски указательным пальцем обводит получившиеся треугольники. Одновременно с ним считают все дети в группе.
Справились с заданием? Переходим в комнату задач математического дворца Короля Ноля.
Воспитатель предлагает детям решить задачу: «На дереве сидели птички. После того, как к ним прилетела еще одна, их стало 5. Сколько птичек сидело на дереве?» Возможно, сначала дети начнут решать эту задачу по аналогии с задачами на сложение, ориентируясь на слово «прилетела». Тогда педагог организует рассуждение вслух:
- В задаче сказано, сколько птичек сидело на дереве вначале? Нет. Это надо узнать.
- После того, как прилетела еще 1 птичка, их стало больше или меньше? (Больше.)
- Верно, после того, как прилетела 1 птичка, их стало больше. Значит, до этого момента их было меньше? (Да.)
- На сколько их было меньше? (На 1. Это нам известно из условия задачи.)
- Значит, чтобы узнать, сколько птичек было вначале, до того, как прилетела еще 1 птичка, надо от 5 отнять 1.
Решение этой задачи выкладывается на доске и детьми на столах цифрами и знаками.
Аналогично решается следующая задача: «В вазе было несколько конфет. Когда Вася съел 2 конфеты, в вазе осталось 4 конфеты. Сколько всего конфет было в вазе?». Рассуждения проводятся вслух, дети выкладывают решение на столах цифрами и знаками.
Справившись с решением задач, по велению Короля Ноля переходим в комнату дней недели.
Проводим игру с мячом «Назови скорее». Дети выходят из-за стола на ковер, встают в круг. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч. Тот, к кому попал мяч, должен дать ответ и вернуть мяч педагогу.
Возможные вопросы для игры:
- Какой сегодня день недели?
- Назови следующий день недели!
- Какой второй день недели?
- Какой день недели был перед вторником?
- Какой четвертый день недели?
- Какой день недели после четверга?
- Сколько всего дней недели?
- С какого дня начинается неделя?
- Каким днем заканчивается неделя?
- Какой день между вторником и четвергом? И т. д.
Похвалив детей, воспитатель в образе Короля Ноля предлагает им сесть за столы и нарисовать «волшебную дорожку» в следующую комнату логики. Ребятам раздаются листочки в крупную клетку (размером в половину тетрадного листа) и карандаш (любого цвета). Педагог говорит: «Чтобы дорожка получилась у всех одинаковой, рисовать будем по клеткам, внимательно слушая указания и выполняя их». Далее воспитатель говорит медленно, контролируя действия детей и помогая тем, кто делает неправильно:
«Возьмите карандаш и посередине левого края листа поставьте заметную точку. От этой точки, не отрывая карандаша от бумаги, проведите направо прямую линию, длиной 3 клетки, задержите карандаш. От этой точки ведем карандаш вверх на две клетки и задерживаем карандаш (пауза, затем вправо 3 клетки и задерживаем карандаш (пауза, затем вниз на 2 клетки и задерживаем карандаш, вправо 3 клетки, задерживаем карандаш. Продолжаем дальше: вверх 2 клетки, вправо 3 клетки, вниз 2 клетки, вправо 3 клетки. Посмотрите, какая извилистая дорожка получилась. А теперь продолжите этот узор до конца листа, не сбиваясь с ритма, внимательно считая клетки.» (Если в группе имеется разлинованная на клетки доска, педагог может выполнять задание параллельно с детьми, чтобы затрудняющиеся дети могли ориентироваться на ее действия.) Воспитатель обходит детей, помогая тем, кто сбился с ритма.
По воображаемой дорожке ребята совершают переход в комнату логических задач, чтобы дать отдохнуть рукам перед заключительным испытанием Короля.
Педагог просит слушать ее внимательно и прежде, чем отвечать, хорошенько подумать.
- С елки белка кинула в Мишку шишку и попала ему по лбу. Сколько стало шишек?
- По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько летело птиц?
- На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько стало яблок?
- Сколько ушей у трех малышей?
- Как разделить пять груш на четырех ежей? Дать каждому по одной, а оставшуюся?.
Наконец Король приводит всех справившихся с очередным препятствием детей в последнюю комнату математического дворца, дверца выхода из которой закрыта на секретный замок. Как же попасть наружу? В замке нет ключа. Воспитатель-Король предлагает ребятам нарисовать этот ключ с помощью графического диктанта и раздает новые листочки в крупную клетку:
«Поставьте точку, отступив 3 клеточки вниз от края и 3 клеточки вправо. А теперь рисуем: 2 клеточки вниз, 2 клеточки вправо, 4 клеточки вниз, 1 клеточку вправо, 1 клеточку вверх, 1 клеточку вправо, 1 клеточку вверх, 1 клеточку влево, 2 клеточки вверх, 2 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 5 клеточек влево.»
Дети нарисовали. У них получился ключ. Ура! Молодцы! Все справились с заданием. Король Ноль доволен. Путь домой из страны Математики открыт.
Воспитатель снимает корону и обращается к детям:
«Вот и закончились ваши приключения. Как вы думаете, каждый ли из вас смог бы выбраться из дворца Короля Ноля, окажись он на месте героя сказки?». Ответы детей.
Педагог предлагает ребятам послушать, как закончилась сказка в книге:
«…Потянул мальчик за ручку и… проснулся. Открыл глаза, а он в своей кроватке лежит, а рядом папа с мамой стоят, улыбаются.
- Вставай, засоня! Ты бы лучше задачку по математике решил. Анна Ивановна опять на тебя жаловалась.
Сережа тотчас вскочил с кровати.
- А знаете, не такая уж скучная вещь эта математика!»
«А вы, ребята, как думаете? Согласны ли вы с Сережей?»
Ответы детей.
Список использованной литературы:
1. Сборник «Познавательные сказки для детей 4-7 лет», Л. Н. Вахрушева, Издательство «ТЦ СФЕРА», 2011
2. Конспекты занятий по математике с использованием сказочных сюжетов для детей дошкольного возраста «Сказочная угадайка», М. Ф. Моисеева, А. И. Федорова, Издательство «СМАРТ», Санкт-Петербург, 1996
3. Конспекты занятий по математике, Н. Л. Куваева, Ю. В. Микляева, АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2008
4. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет под редакцией Л. А. Парамоновой, Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2015