Юлия Михель
Открытая интегрированная НОД «Свойства воды» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Свойства воды»
Цель: закрепление знаний детей об основных свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность.
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
-развивать первоначальные навыки творческого музицирования, на основе развития импровизационного мышления;
Публикация «Открытая интегрированная НОД „Свойства воды“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
-активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы;
-обогащать словарный запас.
Воспитательные:
-воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера;
-воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;
-воспитывать интерес к практической деятельности.
Ход НОД:
I.Организационный момент.
Воспитатель: Ребята! Сегодня на улице пасмурно, давайте же улыбнемся друг другу и нашим гостям, чтобы в нашем зале стало светло и весело, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.
II. Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, то, о чем мы сегодня будем говорить, спряталось в этом ребусе. Разгадайте, что же это?
Дети отгадывают ребус.
Воспитатель: Правильно, это вода. Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Ребята, у меня для вас сюрприз! Сегодня у нас в гостях наш друг из сказки - Капитошка! Кто он такой?
Дети: Это капелька воды.
Воспитатель: Капитошка! Ты где? Ребята, он так любит прятаться, давайте его вместе позовем! (зовут) Не отзывается. А что это за записка? (читают).
"Ребята, я немного погуляю.
Дорогу в зал - не потеряю! До встречи. Капитошка. "
Воспитатель: Я все-таки за него переживаю! Надежда Александровна, поищите нашего гостя.
Подводит детей к столу, на котором стоит глобус.
Воспитатель: Ребята, пока мы ждем нашего гостя, скажите, что это?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель: А что мы можем узнать о нашей планете, посмотрев на глобус?
(Ответы детей)
Воспитатель: Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки.
(показать на глобусе)
Воспитатель: Ребята, когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой». Как вы думаете почему?
Дети: Потому, что большую часть Земли занимает вода.
(Показ слайда с изображением Земли, вид из космоса). Слайд 2.
Воспитатель: (обводит указкой воду на Земле) Все, что вы видите на планете голубого цвета - это и есть вода.
Учитель-логопед: Попробуйте вспомнить и рассказать, где вы видели воду? (Ответы детей)
Учитель-логопед: (привлекает детей к речевой работе) Ребята, вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане? В реке? А в озере какая вода? В роднике? В болоте?
(Ответы детей)
Учитель-логопед: Кому и зачем нужна вода?
(Ответы детей)
Учитель-логопед: Правильно, людям нужна вода, чтобы готовить кушать, соблюдать личную гигиену, поддерживать в доме чистоту и порядок. Также вода нужна растениям и животным, корабли плавают по воде.
Воспитатель: Ребята, а что было бы, если бы не было воды?
(Ответы детей)
Воспитатель: Наша планета без воды представляла бы собой мертвый, безжизненный каменный шар! Слайд 2. Не было бы ни зеленого платья планеты, ни речных, ни морских водорослей, ни обитателей рек, морей, океанов, лесов, степей и болот. Не было бы птиц, ни зверей, ни людей. Планета превратилась бы в каменную пустыню, а благодаря воде на ней кипит жизнь! Слайд 4.
Звучит шум воды.
Воспитатель: Ребята, а как можно передать звук воды?
(Ответы детей)
Воспитатель: А еще можно с помощью шумовых инструментов. Посмотрите, я вам приготовила шумовые инструменты, различные предметы и давайте попробуем с помощью них передать шум дождя.
(звукоподражание)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что даже шум дождя можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становиться темно и страшно.
(возвращается Надежда Александровна, держит замороженного Капитошку)
Воспитатель: Ребята, вот беда! Капитошка сидел на крыльце детского сада и, посмотрите, что с ним случилось! Он превратился в льдинку. Почему так произошло?
Дети: На морозе вода замерзает.
Воспитатель: Что сделать, чтобы он опять превратился в капельку?
Дети: Согреть его в ладошках.
(Дети встают в круг и передают льдинку друг другу, пока она не растает.)
(муз. сопровождение)
Воспитатель: Ребята, Капитошка остался на наших руках в виде маленьких капелек. Давайте скорее его вернем в сказку, чтобы он вернул свой прежний вид!
(Дети несут капельки в ладонях к экрану и "Отправляют" в мультфильм)
(Капитошка появляется на экране (анимация) Слайд 5.
Капитошка: (включить звук) Спасибо, ребята! Я теперь буду знать, что на холоде вода замерзает. А что вы еще знаете о воде?
III. Практическое экспериментирование.
Воспитатель: Капитошка, для того, что бы ответить на твой вопрос я хочу пригласить ребят в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Слайд 6.
(Ответы детей)
Воспитатель: Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
Давайте мы с вами превратимся в ученых и проведем опыты по исследованию воды и ее свойств.
Воспитатель: Посмотрите, вот наша лаборатория. Это лабораторные столы, они полностью готовы к работе. А вы готовы?
(Ответы детей)
Воспитатель: Настоящие ученые всегда соблюдают правила безопасности в работе. Слайд 7. В лаборатории можно находиться только в специальной одежде; нужно вести себя тихо, чтобы не отвлекать других ученых; приборы брать осторожно, так как можно их разбить и пораниться.
Воспитатель: Мы должны с вами провести опыты и рассказать Капитошке, что же мы еще знаем о воде.
Воспитатель проводит обзор центров.
Воспитатель: В первой лаборатории, проведя опыты, мы узнаем, имеет ли вода форму. Во второй лаборатории мы узнаем, имеет ли вода цвет и запах. В следующей лаборатории мы определим, имеет ли вода вкус и может ли вода растворять вещества.
Воспитатель: Ребята, подумайте, какое свойство вы хотите исследовать и пройдите в лабораторию. Слайд 8.
Проведение опытов.
Дети расходятся по центрам для проведения опытов.
Воспитатель: Приступим к нашим исследованиям.
Опыт 1. «Имеет ли вода форму?»
Воспитатель: Найдём ответ на вопрос: «Имеет ли вода форму?
Обратите внимание на геометрические фигуры и назовите их. (На столе лежат куб, шар, пирамида)
Воспитатель: Что будет если кубик поместить в одну из баночек, изменится форма кубика?
(Ответы детей)
Воспитатель: А как мы проверим, имеет ли форму вода? (После ответов детей) Действительно, чтобы ответить на этот вопрос, нужно поместить интересующее нас вещество в разные ёмкости.
Возьмём баночки разной формы. Нальём воду в широкую баночку, а теперь перельём в узкую, а затем низкую. Что происходит с формой воды: она изменилась или осталась прежней?
(Ответы детей)
Вывод: Вода - жидкость. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт 2. «Имеет ли вода цвет и запах?»
Воспитатель: Найдем ответ на вопрос, имеет ли вода цвет?
На столе два стакана: один с водой, другой с молоком. Посмотрите на карточку-схему, как мы можем ответить на поставленный вопрос? (Ответы детей) Воспитатель: Опускаем одну ложку в стакан с водой, другую - в стакан с молоком. Что мы видим?
Дети: В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком не видно.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Вода прозрачная жидкость (сквозь неё можно видеть другие предметы, она не имеет цвета.
Воспитатель: Давайте определим, есть ли у воды запах? Как можно это узнать?
(Ответы детей)
Воспитатель предлагает размешать в воде мятные капли. И снова предлагает понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: чистая вода не имеет запаха.
Опыт 3.«Имеет ли вода вкус? Растворяет ли вода вещества?»
Воспитатель: Как можно узнать имеет ли вода вкус?
(Ответы детей)
Воспитатель: Перед вами стаканчики с кипяченой водой, попробуйте ее на вкус. Имеет ли вода вкус?
Воспитатель предлагает одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предлагает попробовать снова воду на вкус.
Воспитатель: Что изменилось?
Дети: у воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Воспитатель: Совершенно верно. У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. А что же случилось с веществами, которые мы положили в воду?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вещества растворились. Интересно, а все ли вещества могут полностью растворяться в воде? Попробуем растворить подсолнечное масло и муку. Что происходит? Можно ли пить ее в таком виде?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, в таком виде пить её нельзя, но ее можно очистить с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды можно сделать из обычной салфетки (воспитатель показывает способ изготовления фильтра, предоставляет детям возможность проверить опытным путём действие фильтра из салфетки).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Своего вкуса у воды нет. Она хороший растворитель, но не все вещества растворяются в воде. Очистить воду можно с помощью фильтра.
Воспитатель: Труд ученых – дело не из легких, поэтому в лаборатории бывают перерывы для отдыха. Приглашаю вас на небольшую разминку.
Физкультминутка.
Были вы ребята - стали все дождинки!
С тучки падают дождинки,
И от ветра чуть дрожат,
То построят хороводы,
То, как в вальсе закружат.
Ветер стих, дождинки плавно
Ниже опускаются.
Собрались в кружок дождинки,
В лужу превращаются!
IV. Подведение итогов.
Воспитатель: Давайте расскажем Капитошке результаты наших экспериментов.
(работа с карточками) Каждая подгруппа озвучивает свой итог, что они узнали.
Имеет ли вода форму?
(Ответы детей)
Имеет ли вода цвет и запах?
(Ответы детей)
Имеет ли вода вкус и может ли она растворять вещества?
(Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я хочу задать вопрос Капитошке, (Слайд 9) ведь он наблюдал за нашими опытами. Капитошка, можно ли пить воду, в которой присутствуют какие- либо посторонние вещества?
Капитошка: Я знаю! Пить нельзя, потому что она грязная и если ее выпить, можно как в сказке "Аленушка и братец Иванушка", козленочком стать!
Воспитатель: Все верно! Кто взрослых не будет слушать - может и козленочком стать! Вот сколько интересного мы рассказали Капитошке о воде. Капитошка, тебе понравилось?
Капитошка: (включить звук) Очень понравилось! Я все запомнил и расскажу своим друзьям!
(Включить звук) Ребята, чуть не забыл! Я же вам подарок приготовил, а подарить не успел! Замерз. случайно! Я к вам в гости шел не с пустыми руками! Я принес из целебного источника волшебную воду (Мин вода "Живой источник"). Она от болезней избавляет, да и силы прибавляет! Так что пейте на здоровье! До свиданья ребята! До новых встреч!
Воспитатель: Ребята, мы возьмем Капитошкин подарок в группу и угостим всех ребят. Согласны? Тогда пойдемте скорее и попробуем целебный напиток.