Папки-передвижки

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет

Анна Мишина
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития

ребёнка. Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и

являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом

мышления человека, абстрактное мышление невозможно без речи. Главная

задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного

возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» размещена в разделах

Мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребёнка светом добра и ласки,

духовно обогатить среду, в которой он растёт.

Возможность использования устного народного творчества в

дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста

обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного

творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым

развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа,

выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его

способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только

овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность

приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Продолжая работу с детьми средней группы в этом направлении, поставила перед собой следующую цель: продолжать повышать профессиональную компетентность и совершенствовать профессиональную деятельность в вопросах использования средств устного народного творчества для развития речи детей.

Достижение цели невозможно без решения следующих задач, над которыми мне предстояло работать:

1. Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности

детей на основе устного народного творчества.

2. Обогащать чувства детей, воображение, речь.

3. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству

4. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

5. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, обогащение предметно-пространственной развивающей среды.

Изучила дополнительную методическую литературу:

1. Большёва, Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001. – 36с.

2. Бойчук, И. А. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». Детство-ПРЕСС, 2013. – 352с.

3. Бударина, Т. А., Корепанова, О. Н., Куприна Л. С., Маркеева, О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - М. : Детство-ПРЕСС, 2010. - 400с. 4. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - СПб. : Детство-ПРЕСС, 2010. – 160с.

5. Тарабарина, Т. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки», Академия Развития, 2010. – 224с.

6. Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб - метод. пособие для воспитателей — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288с.

7. Интернет-ресурсы

Проводила диагностику развития речи детей 4-5 лет в начале и в конце года, а также анкетирование родителей на темы: «Развитие речи детей 4-5 лет», «Сказка в жизни ребенка».

С помощью родителей в течение года продолжалась пополняться предметно-развивающая среда новыми материалами, обеспечивающая возможность проведения различных драматизаций, инсценировок, развлечений по сказкам, загадкам и т. д. вместе воспитанниками группы. В уголке представлены различные виды театра, костюмы, сделанные руками родителей.

Для решения задач речевого развития детей мною была пополнена картотека игр на основе детского фольклора. Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное — уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

В устном народном творчестве сохранились особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. С помощью родителей была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, а также коллекция раскрасок и настольно-печатная продукция. Дети с большим удовольствием играли в настольно-печатные игры по

русским народным сказкам, собирали разрезные картинки и складывали лото. Рассказывание и чтение сказок в непосредственной образовательной деятельности и в свободное время даёт детям образцы диалогического взаимодействия.

Известно, что загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Пополнила картотеку загадок по русским народным сказкам, о животных, птицах и растениях. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В работе кружка «Веселая логоритмика» также использовала жанры устного народного творчества, которые способствуют эмоционально положительному овладению родной речью. Использование фольклорного материала повышали интерес детей.

В ходе работы над темой самообразования нами был разработан проект на тему "В гостях у сказки " и реализован вместе с детьми и родителями в течение года.

В рамках данного проекта и в течение года провели следующие досуги и развлечения : 1. Развлечение «В гости в страну фольклора» 2. КВН по сказкам

4. НОД «Путешествие по сказкам»

Проводили следующие мероприятия с детьми и родителями:

1. Оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей). 2. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

3. Родительская мастерская «Мастерим для театра»

Вместе с детьми ставили инсценировки и драматизации по русским народным сказкам. Для просвещения родителей и воспитателей проводили следующие консультации: 1. Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка» (папка-ширма).

2. Консультация для родителей: «О чём рассказывает сказка» (папка-ширма).

3. Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» 4. Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой» (папка-ширма). 5. Консультация для родителей: «Русская народная сказка как средство развития речи детей».

6. Консультация для воспитателей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет».

7. Мастер-класс для воспитателей: «Сказка - как метод воспитания дошкольника». 8. Папки – ширмы:

«Роль фольклора в развитии детей»,

«Использование различных видов театра при ознакомлении со сказкой»

9. Мастер-класс для воспитателей: Игры с элементами экспериментирования по русской народной сказке «Теремок»

Работа, которую я провела за текущий год, дала свои положительные результаты:

детей повысился интерес к устному народному творчеству;

-Они начинают использовать в своей речи пословицы и поговорки;

-Расширился словарный запас, коммуникативные способности детей.

Таким образом, посредством фольклора у детей постепенно формируется

внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской

народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речью. У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка.

В дальнейшей своей работе я буду эффективно применять использовать и внедрять все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет
Опубликовано: 12 мая 2022 в 17:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анна Мишина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД