Елена Рылова
Отчёт по самообразованию воспитателя группы «Воспитания самостоятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы: Формирования активной, самостоятельной, личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности. Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности на разных этапах онтогенеза, поиск резервов и эффективных путей развития этого качества — одна из центральных в психолого-педагогической науке (Крулехт М. В.) Сегодня понятие самостоятельности насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связано с личностно-ориентированным и развивающим обучением, вопросами социализации личности ребенка; его актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций.
Публикация «Отчёт по самообразованию воспитателя группы „Воспитания самостоятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Цель: теоретически обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования самостоятельности у дошкольников.
Задачи:
1. Уточнить сущность понятия «самостоятельность дошкольников».
2. Установить критерии и уровни сформированности самостоятельности у детей дошкольного возраста
3. Разработать педагогические условия, способствующие формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Планирование работы по самообразованию
Срок: В течении года
Этап: Организационно-теоретический
Проблема: Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности.
Содержание работы:Подбор и изучение психолого- педагогической. Методической литературы, нормативно- правовых документов.
Срок: Октябрь- апрель
Этап: Накопительно- практический
Проблема: Создать условия, которые будут способствовать формированию у детей стремления преодолевать трудности, не отказываясь от намеченной цели.
Содержание работы:Создание развивающего пространства для свободной самостоятельной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной
ступени образования, переход на личностно -ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.
Срок: май
Этап:Заключительный
Проблема: Повышение познавательного интереса дошкольников и их родителей к условиям, способствующих формированию самостоятельности у детей.
Содержание работы: Самоанализ и самооценка проделанной работы.
Ожидаемый результат: Развитие самостоятельности дошкольников. Благодаря этому у ребенка формируется умение ставить цель и предвидеть результат предстоящей деятельности. Также в процессе самостоятельной работы у ребенка проявляются такие качества, как инициативность, целеустремленность, любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать свое поведение.
Изучение учебно- методической литературы:
1. Волосова, Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. Е. Волосова - М. : Просвещение, 1999.- 234 с.
2. Година Г. Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений //Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст. //Под ред. В. Г Нечаевой, М. : Педагогика, 1972.-с 83 -111.
3. Гуськова Т. В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д. в. -1988.-№11.-с. 60-64.
4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: изд. 3-е, переработанное. - СПб. : Детство Пресс, 2003. - 324 с.
5. Дошкольная педагогика [Текст] /под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1988. - 134 с.
6. Дуброва, В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье [Текст] : методические рекомендации. / В. П. Дуброва. - М. : Просвещение, 1985. - 220с.
7. Игра дошкольника/Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артёмова и др. ; Под ред. С. Л. Новосёловой. -М. : Просвещение, 1989.-286с. : - (Б-ка воспитателя дет. сада).
8. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/Под ред. А. В. Запоржца. -М. 1976
9. Юсупова. Г. Воспитание самостоятельности у детей
Работа с детьми:
Развивающая среда имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости, креативности, где в конечном итоге формируется полноценная личность с высокой самооценкой и самоуважением. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого. Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.
Исходя из выше сказанного, в нашей группе № 12 созданы условия для восприятия художественной литературы, народного фольклора. В книжном уголке подобраны книги в соответствии с возрастом детей, темой недели. Стихи иллюстрации художников о сезонном времени года. Имеются схемы, картинки для составления рассказов, альбомы по развитию речи, пособия для развития мелкой моторики рук. Иллюстрации к знакомым сказкам. Есть полка «умных книг». Расположен материал по методической теме, над которой работаем- мы воспитатели.
Книги и альбомы меняются в зависимости от темы недели и чтения по программе.
Здесь же расположен уголок краеведения. Начинаем работу по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город». Создаются тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья». Материал для ознакомления детей с малой родиной: (улица или микрорайон, где расположен наш детский сад, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы.
В уголке двигательной активности целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей, имеются мячи, кольцебросс, кегли, скакалки, обручи, султанчики, мешочки, платочки, веревочки, мишени. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей)
Есть картотека подвижных игр, картотека основных видов движения, картотека утренней гимнастики, карточки - схемы с изображением различных физических упражнений, картотека гимнастики после сна, картотека гимнастики для глаз, картотека дыхательной гимнастики. Для профилактики плоскостопия имеются массажные коврики и дорожки. Имеется материал для формирования навыков ЗОЖ: альбомы, игры, дидактические игры на здоровье сбережение и спорт, имеются альбомы стихов и загадок о спорте, здоровье.
В уголке художественного творчества- целью которого является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно творческих способностей, самостоятельности, активности, есть все необходимое для творчества детей: трафареты, геометрические формы, краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, белая и цветная бумага, картон, ножницы, пластилин, салфетки. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. Репродукции картин художников по сезонам вывешиваем в виде выставки. Например, по теме недели «Зима» была организована выставка детских работ и репродукций картин известных художников.
Вывод: Задача оснащения развивающей предметно - пространственной среды остается одной из главных. В группе № 12 необходимо продолжать расширять, обновлять уголки, зоны, центры активности, пополнять дидактические и развивающие игры в соответствии с ФГОС ДО.