Татьяна Имекова
План по самообразованию воспитателя старшей разновозрастной группы «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ 5, СЕМИЦВЕТИК"
План работы по самообразованию
воспитателя старшей разновозрастной группы – Имекова Татьяна Кимовна
Тема «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
Пояснительная записка
Публикация «План по самообразованию воспитателя старшей разновозрастной группы „Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Тема «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» по самообразованию выбрана мною не случайно. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Так же в 2016 – 2018 учебном году мы провели проект по теме «Мы маленькие
волшебники» и отметили для себя, что детей очень заинтересовала эта тема.
Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и
экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих
опытов. На педагогическом семинаре по данной теме, который проходил на базе
нашего детского сада педагоги, занимающиеся этой темой в работе с детьми, как
дополнительной образовательной деятельностью, поделились своим опытом.
Показали мастер-класс по проведению некоторых интересных опытов и
экспериментов. Где я подчеркнула для себя некоторую информацию. Из всего
вышеперечисленного могу сказать, что в течении учебного года и
общеобразовательного процесса к сожалению не всегда хватает времени для
более углубленного изучения какого либо дополнительного материала.
Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Актуальность темы
Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.
Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Но для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:
• проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
• нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
• объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
• не оставлять вопрос без внимания;
• радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.
Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Педагог:
• Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме
• Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста
• Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
• Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей
• Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
• Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников
• Разработать консультации и памятки для родителей
• Подготовить и провести семинар-практикум для родителей.
Дети:
• Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
• Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);
• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
• Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
• Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
• Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Формы работы:
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Самостоятельная деятельность детей
Наблюдения
Чтение художественной литературы
Изобразительная деятельность
Трудовая деятельность
Сотрудничество с семьё й:
Консультация «Знакомим детей царством цветов»
Участие родителей в фотовыставке «Экспериментируем дома» Развлечение «Волшебная страна»
Индивидуальные беседы.
Выпуск буклетов
Памятки
Участие в проектах
1 этап – теоритический
Учебный год Содержание работы Сроки выполнения Результат
Подбор методической литературы по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Изучение содержание программы по данной теме.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Изучение актуальности темы.
Изучение рекомендации к организации работы. Сентябрь
Октябрь
Подобрана методическая литература
Памятка для родителей по развитию любознательности
Ознакомление с методическим пособием «Организация опытно экспериментальной работы в ДОУ» под редакцией Н. В. Нищева выпуск 1, выпуск 2
Организация исследовательской деятельности в ДОУ
«Детское экспериментирование – средство познавательного развития дошкольника»
«Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»
«Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
«Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ
Планирование работы в разных возрастных группах Ноябрь
Декабрь
Январь
Ознакомление с перспективным – тематическим планированием опытно – экспериментальной деятельности
Средняя группа
Старшая группа Февраль
Март
Апрель
Консультация для педагогов
«Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира» Апрель
Оформление буклета для родителей
«Опыты и эксперименты с веществами и материалами в летний период» сделать Май Буклет оформлен
2 этап - практический Сроки выполнения Результат
Составление перспективно – тематического планирования опытно – экспериментальной деятельности
Средняя группа
Старшая группа 1 квартал
Оформление картотеки по ОЭД
Проведение опытов и экспериментов
«Игры с водой и песком. Это интересно!»
«Белый снег пушистый»
«Что тяжелее вата или камень»
«Изучаем листья фиалки» 2 квартал
фотоотчёт
Разработка НОД
«Удивительное мыло»
«Что могут рассказать камни» 1 квартал
Разработаны конспекты НОД
Публикация в социальной сети работников образования
НОД «Удивительное мыло» октябрь Диплом 2 место Воспитатель. РУ.
Проведение открытого занятия для воспитателей и родителей
на тему «Удивительное мыло»
2 квартал
декабрь фотоотчет
Опыты эксперименты «Сеем семена укропа и петрушки»
Создание проекта
«Удивительные льдинки» Январь-февраль
Защита проекта на педагогическом совете
«Удивительные льдинки» в форме презентации февраль Проект защищен на педсовете
Публикация на сайте презентации
«Удивительные льдинки» март Опубликована на сайте МААМ
Мастер – класс для педагогов
на тему
«Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» апрель Презентация
Консультация для педагогов
«Значение ОЭД в развитии ребенка» май Консультация подготовлена
Проведение опытов и экспериментов
Приключение песчинки»,
«Куда исчезает вода после дождя»,
«Что такое почва и для чего она нужна»,
«Воздух-невидимка» 4 квартал
июнь
июль
август Фотоотчёт в форме презентации
2018/19 3 этап - заключительный Сроки выполнения Результат
Оформление опыта работы педагогической деятельности сентябрь - апрель
Создание проекта
«Белый снег пушистый
В воздухе кружится» декабрь
январь
Защита проекта на педагогическом совете
«Белый снег пушистый
В воздухе кружится»» в форме презентации февраль Проект защищен на педсовете
Публикация на сайте презентации
«Белый снег пушистый
В воздухе кружится» 3 квартал Опубликована на сайте МААМ
Оформление сненгазеты для родителей
на тему «Как мы работали над проектом «Белый снег пушистый
В воздухе кружится» март Стенгазета оформлена
Опыты эксперименты с луком
«Луковичные барышни» февраль фотоотчёт
Публикация в социальной сети работников образования детских работ в соавторстве с педагогом «Луковичные барышни» 3 квартал март Опубликована на сайте МААМ
Консультация
«Познавательная активность ребенка» апрель Проведена на мини педсовете
Разработка и проведение НОД
Как веточка берёзы весну встречала»,
«Дружит ли семечко фасоли с водой?»).
«Как сделать сок из фруктов» апрель фотоотчёт
Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Фотовыставка «Экспериментируем дома».
Выпуск буклета «Экспериментируем дома». май фотоотчёт
Публикация
Собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования. май
Игра – КВН для детей и родителей
«Волшебная лаборатория» 4 квартал конспект НОД
Выводы: 1. Продолжить работу с детьми по теме.
2. Корректировка планов.
3. Работа с литературой в течении года