Дарья Кузнецова
План по самообразованию воспитателя второй группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию воспитателя второй группы раннего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Серковский детский сад»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Серковский детский сад»
___ Рыжухина О. М.
План
по самообразованию воспитателя второй группы раннего возраста №2
«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Воспитатель :
Кузнецова Д. С.
д. Серково
Публикация «План по самообразованию воспитателя второй группы раннего возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2018-2019 учебный год.
Актуальность темы
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Данная тема актуальна, так как ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развивается речь, происходит совершенствование движений.
Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера.
Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.
Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Задачи самообразования :
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Вести работу:
- по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
- совершенствованию предметно-развивающей среды.
3. Способствовать расширению знаний о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
4. Повысить образование родителей по данной теме.
Изучение методической литературы.
Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997.
Венгер Л. А., Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;
Высокова Т. П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
Макарычева Н. В. «Проблемы раннего детства». –АРКТИ, 2014
Михайленко Н. Я., Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г
Пилюгина Э. Г. «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013.
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду».
Формы работы
С детьми:
Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
С педагогами
консультации,
мастер – классы,
открытые показы
С родителями:
Анкетирование;
Консультации;
Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей;
Родительское собрание;
Папка-передвижка;
Привлечение родителей к изготовлению игр и приобретение дидактического материала по сенсорному развитию детей.
Предполагаемый результат:
Повышение у детей уровня сенсорного развития.
Формирование у детей устойчивого интереса к играм, способствующим сенсорному развитию.
Обогащение предметно –развивающей среды по сенсорному развитию в группе.
Сотрудничество воспитателей и семьи по проблемам развития сенсорных способностей у детей.
Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.
Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
Этапы работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. Сбор и анализ информации по данной проблеме.
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр по теме самообразования.
4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
Методическая работа
Формы работы Сроки Фома отчета
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой Сентябрь 2018 г Список использованной литературы
Создание предметно-развивающей среды по данной теме В течение года. Наличие игр по сенсорному развитию
Подготовка консультации для родителей, индивидуальные беседы с родителями В течение года Конспект консультаций, рекомендаций, памяток
Подготовка анкет для родителей Октябрь 2018г. Анкета
Подготовка и проведение родительского собрания Февраль 2019 г. Конспект родительского собрания, презентация
Подготовка папок-передвижек по данной теме В течение года Папки-передвижки
Работа с детьми
Формы работы Сроки Фома отчета
занятия по сенсорному воспитанию В течение года Фото-отче, конспекты занятий
занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки) В течение года Фото-отче, конспекты занятий
сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) В течение года Работы детей и фото-отчет
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
- «Чудесный мешочек»
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Найди пару» Сентябрь – ноябрь 2018г. картотека
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- «Найди предмет указанной формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Какая фигура лишняя?» Декабрь 2018г картотека
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- «Сравни предметы по высоте»
- «Самая длинная, самая короткая»
- «Разноцветные кружки»
- «В какую коробку?»
- «Дальше – ближе» Январь -
Февраль 2019 г. картотека
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
- «Какого цвета не стало?»
- «Какого цвета предмет?»
- «Собери гирлянду»
- «Какие цвета использованы?»
- «Уточним цвет» Март 2019г. картотека
Анкетирование родителей Апрель 2019г. Анкета
Отчет по самообразованию Май 2019г.
Работа с родителями
Формы работы Сроки Фома отчета
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года
Индивидуальные консультации и беседы с родителями. В течение года Конспекты консультаций
Анкетирование родителей Начало и конец года Анкеты
Проведение родительского собрания «Удивительная сенсорика» Апрель 2018г. Протокол собрания
Список использованной литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.