МААМ-картинки

Отчёт по самообразованию воспитателя «Роль загадки в воспитании дошкольника» (5 фото)

Ольга Чубарина
Отчёт по самообразованию воспитателя «Роль загадки в воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

В течение 2017-2018 учебного года я работала над темой самообразования «Роль загадки в воспитании дошкольника».

Загадки помогают оживить занятия с детьми, сделать их более интересными и глубокими, а также развить у детей наблюдательность, интерес к родному языку, способствовать формированию образной речи и поэтическому взгляду на мир.

Публикация «Отчёт по самообразованию воспитателя „Роль загадки в воспитании дошкольника“» размещена в разделах

Можно не просто разгадывать остроумные загадки, но и раскрашивать картинки. Ребенок может фантазировать, смешивать цвета, тренируя моторику и развивая аккуратность.

Чтобы добиться успеха в будущем, нужно начинать развивать речь, память, логику и смекалку ребенка с детского сада.

С помощью загадки мы прививаем своему ребенку любовь к чтению и учим его логически размышлять.

Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит такие загадки, как:

Режем мы бумагу, ткани.

Кто мы? Догадайтесь сами (ножницы)

Что мы скажем бабушке

За вкусные оладушки? (спасибо)

В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадки помогают расширить представления детей об окружающем мире, способствует пробуждению фантазии, смекалки, развитию логического мышления, помогает увидеть обычные предметы с новой, неожиданной стороны, развивать память и внимание ребёнка. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.

Цель моей работы, выяснить педагогические возможности загадки в воспитании и развитии детей старшего возраста, объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью загадки.

Для изучения темы составила перспективный план работы по этой теме на год по месяцам, разработала конспекты занятий и мероприятий.

Подобрала и изучила методическую литературу :

Шорыгина Т. А. «500 загадок, считалок для детей»

Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,

В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»

Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»

М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.

Александр Голубев «Озорная рисовалка для выдумщиков и непосед»

В группе создана предметно-развивающая среда соответственно теме самообразования : оформлены альбомы «Отгадай-ка», есть книги-раскраски «Отгадай и раскрась».

Была проведена работа с родителями: оформлена папка-раскладушка «Что такое загадка, консультация «Учите детей отгадывать загадки», «Роль загадки в развитии старших дошкольников».

Родители принимали участие в составлении и придумывании загадок, выполняя «домашнее задание» с детьми.

Дети в течении года придумывали загадки и рисовали к ним отгадки, лепили отгадки, делали аппликации, на темы: «Что это? Кто это? Когда это бывает? Во что я играю? Что здесь растёт? Кто здесь живёт? Знаешь ли ты предметы? И много других тем. Была организована выставка работ детского творчества «Отгадай наши загадки».

Играли в дидактические игры «Что где растёт?», «Угадай цветок» «Времена года», Угадай что это?»

Отчёт по самообразованию воспитателя «Роль загадки в воспитании дошкольника»
Фото «Роль загадки в воспитании дошкольника»
Отчёт по самообразованию воспитателя - фото
Фото №1 В течение учебного года я Фото №2 Отчеты о проделанной работе

Запланированные мероприятия с детьми проведены и имеют хороший результат.

Таким образом, в течение года я изучила и внедрила в свою практику с детьми все педагогические возможности загадки, которые заключаются в следующем:

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость от процесса и результата этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы умозаключения.

Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети так любят загадки Загадки в полной мере отражают детский опыт познаний действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире – тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих».

Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Ставит перед ребё нком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Загадки останавливает детское внимание на внешнем виде, на его назначение.

Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета:

Два кольца, два конца, посредине гвоздь. И тот насквозь. (Ножницы);

на то из чего сделан предмет:

Поля стеклянные, межи деревянные (оконная рама);

на назначение предмета:

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать (часы).

Некоторые загадки рассказывают о рыбах, о их внешнем виде:

Он колючий, словно ёж,

И зовем его мы (ёрш)

В зыбкой темной глубине

День-деньской лежит на дне.

На одном боку лежит

И добычу сторожит. (камбала)

Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них:

Весит в небе блин.

Его съесть мы хотим,

Он спрячется за тучку,

Не достанешь его ручкой (луна)

Она бежит, струится,

На солнце серебрится,

Над ней склонились, молчаливы,

Зеленые густые ивы. (река)

Из дождевой дымки

Вылетает невидимка,

Деревья качает, Зонт вырывает (ветер)

Поднялись ворота - всему миру красота (радуга)

Посреди поля - серебряные зёрна лежат, (капельки росинки).

Некоторые загадки обращают внимание на поведения животных, на внешний вид:

Не страшны мне даже волки,

У меня кругом иголки,

Если схватит кто то всё ж,

Пожалеет, ведь я …. (ёж,

Зимой спит. Летом ульи ворошит (медведь)

Хитрая плутовка,

рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её…. (Лиса)

В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида - форму, цвет:

Сверху шкурка золотая,

В центре косточка большая.

Что за фрукт?- Вот вам вопрос.

Это сладкий (Абрикос)

Круглое, румяное, с дерева достану я (яблоко).

Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребёнку по – иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка даёт «картинное описание предмета»

Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички - такими изображены в загадке полевые ромашки.

Такие загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями.

Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками, загадки для ребёнка – это первые образцы

народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребёнка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.

В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.

Публикации по теме:

Отчёт по самообразованию воспитателя по теме «Детское экспериментирование в средней группе» Отчёт по самообразованию воспитателя по теме "Детское экспериментирование" в средней группе за 2016-2017 учебный год Автор: Пистова Оксана.

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться,.

Консультация для педагогов «Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника» Дошкольный возраст - наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

План самообразования «Роль загадки в развитии дошкольника» Материалы по теме самообразования: «Роль загадки в развитии дошкольника» Воспитатель Матюнина Елена Владимировна 2017-2018г.

Роль футбола в физическом воспитании дошкольника Роль футбола в физическом воспитании дошкольников. Ежегодно 10 декабря в мире пока неформально, но традиционно отмечается Всемирный день.

Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольника Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольникаРоль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника Воспитатель Кадырова З. А. МАДОУ Детский сад «Родничок» р. п. Чишмы. При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны,.

Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника» В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание.

Роль загадки в воспитании детей Роль загадки в воспитании детей Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию воспитателя «Роль загадки в воспитании дошкольника»
Опубликовано: 28 мая 2018 в 12:43
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт по самообразованию воспитателя «Роль загадки в воспитании дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чубарина (УИ 1585537) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД