Татьяна Козякова
Развитие и укрепление мелкой моторики рук в процессе вышивания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие и укрепление мелкой моторики рук в процессе вышивания у детей старшего дошкольного возраста»
Козякова Татьяна Олегона,
воспитатель МБОУ
«Панфиловская СОШ»
2019г.
ВВЕДЕНИЕ
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Развитие и укрепление мелкой моторики рук в процессе вышивания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.
Л. С. Выготский, считал, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на воображение и становлении детской речи. Если у ребенка недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук, значит, не сформирована артикуляционная моторика и недостаточно развита речь.
Результаты исследования Л. С. Выготского, показали, что одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики кисти руки у дошкольников является ручной труд. Ручной труд – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой учащийся осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов (бумага, пластилин и т. д.). Вся работа на занятиях по ручному труду носит целенаправленный характер. Обучение предусматривает различные виды технического и художественного труда, дошколята учатся предварительному планированию работы, разработке эскизов будущего изделия.
Актуальность. Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Именно в дошкольном возрасте формируются : точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму. Чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь.
Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Опираясь на это я решила организовать кружок «Умелые ручки», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Вышивание может быть органично объединено с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, математикой, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. В то же время, несмотря на важность интегративного подхода, данное направление в научных исследованиях представлено не в полной мере.
Я сама увлекаюсь вышивкой, поэтому решила, что для укрепления мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста будет полезным научить их вышивать. Для детей дошкольного возраста программ по обучению вышивке в детском саду не существует. В комплексных программах в разделе «Художественный труд» основное внимание уделяется обучению детей работе с бумагой и природным материалом. Знакомство с иглой чаще всего ограничивается пришиванием пуговиц. Вот почему работа кружка по вышиванию «Умелые ручки», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно - образовательного процесса в дошкольном возрасте.
Цель: Укрепление мелкой моторики рук в процессе вышивания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- обучающая: учить детей использовать разные виды швов, осваивать специальные трудовые умения и способы работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
- развивающая : способствовать развитию мелкой моторики, творческой активности;
- воспитательная: воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду, аккуратность и самостоятельность.
Новизна. Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста по вышиванию, опыту работ других детских садов, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией). В основном кружки организуются по лепке, рисованию, а кружков по вышиванию мало.
Практическая значимость. Гибкая форма организации кружка позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, состояние здоровья, их желания, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Практика показывает, что дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Для этого разработан план работы кружка «Умелые ручки», который будет обеспечивать эффективность укрепления мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредствам вышивания.
Ожидаемые результаты:
Ребенок научится:
вдевать нитку в иголку;
работать с ножницами и иголкой;
использовать разные виды швов;
поддерживать порядок на рабочем месте.
Ребенок узнает:
навыки безопасного пользования с острыми предметами;
что такое вышивание;
Практическим результатом деятельности являются подарки близким на праздники, выставки детских работ в детском саду.
Организация кружка по вышиванию «Умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста
Главная цель кружкового занятия «Умелые ручки» для детей - изготовление определенного объекта труда. Поэтому целесообразно строить занятия так, чтобы на каждом из них ребята занимались производительным трудом осмысленно и творчески. Некоторым детям неинтересен теоретический материал, а практическая сторона весьма привлекательна. В этом случае занятия кружка надо спланировать таким образом, чтобы практическая работа стала невозможной без умственного уровня теоретических знаний, при этом усвоении теории детьми старшего дошкольного возраста происходит в разумной последовательности, когда оптимальное усложнение теоретического материала сочетается с усложнением практических навыков по изготовлению объекта. Практической деятельностью должны предшествовать актуализация имеющихся знаний и сообщение новых, решение творческих задач, связанных с конструированием.
Продолжительность занятия должна составлять 20—30 минут. Более длительная работа может привести к утомлению детей, снижению темпа и т. д.
Важнейшим условием успешной работы кружка является наличие необходимой материальной базы. Также определяющее значение для работы кружка имеет методическая сторона. С точки зрения методики кружковой работы необходимо уделять особое внимание таким вопросам, как структура кружкового занятия, методы и формы организации трудового обучения на занятиях.
Равные взаимоотношения ребенка и взрослого в совместной деятельности способствуют возникновению у ребенка старшего дошкольного возраста чувства причастности к миру взрослых, что создает положительную окраску его деятельности и укрепляет интерес к деятельности. Важным фактором в данном случае является способность взрослого пробуждать собственную творческую активность ребенка. Именно создание условий для самостоятельной деятельности ребенка позволяет достичь желаемого результата в формировании познавательных интересов дошкольника, повысить качество усвоения новых знаний, умений и навыков в изготовлении поделок.
В целях стимулирования у детей творческого интереса рекомендуется использовать различные формы фиксации продуктов детской творческой деятельности в виде выставок.
Воспитатель может создавать специальные папки или альбомы, в которые помещаются самые интересные и удачные работы, выполненные детьми. Все это поможет ребенку направлять свое воображение на создание законченных и оригинальных образов, продуктов и произведений.
Беседуя с детьми, воспитатель учит видеть образ составляющие части предметов приглашать в мир их чувств, после дети в своих поделках передают свой замысел, творчество. В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество.
Каждый ребенок очень старается добиться положительного результата, поэтому они контролируют свои действия, сравнивают свою работу с работой товарищей, просят посмотреть, правильно ли получилось та или иная поделка. Дети предпочитают выполнять ту работу, которую они владеют в большей мере, или те виды работ, которые привлекают своей новизной, использованием новых инструментов, материалов и др.
Как отмечает А. П. Усова, важно, чтобы воспитатели сами были проникнуты творчеством, владели способами, навыками и техническими умениями, а также смело использовали чтение художественной литературы, сказок, чтобы привлечь внимание и желание принимать участие в труде.
При этом воспитатель должен всячески поощрять и даже стимулировать действия, поведения и замысел работы, возникающий по ходу развития трудовых умений и навыков детей, если они связаны с проявлением подлинно волевых ценностных ориентаций или с возможностью показать, исправить, сформировать более высокий уровень волевой сферы в труде. Чтобы увлечь детей работой воспитатель может провести экскурсии на выставки народно-прикладного искусства, детских работ, где обзорно дается весь материал изготовления изделий, орудия и инструменты изготовления изделий, орудия инструменты труда, которыми можно пользоваться при работе с теми иным материалом.
На первом же занятии педагог, знакомя детей с различными инструментами и приспособлениями для работы, показывает, как правильно ими пользоваться, куда класть во время работы и убирать после занятия. Правила безопасности работы, оформленные в виде плаката, рекомендуется вывесить в группе на видном месте, чтобы дети их видели постоянно.
В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает свою половую принадлежность к определенному полу, исходя из этого воспитатели, родители должны целенаправленно вести работу по формированию представления у девочек. Девочки интересуются тем, что их непосредственно окружает: обстановка, одежда, посуда и т. п. К домашним хлопотам будущую хозяйку нужно приучать с раннего детства. Если девочка умеет сама пришивать пуговицу, это уже тропинка к самостоятельности.
Поэтому я решила привить девочкам хотя бы начальные навыки рукоделия. Вышивание приучают девочек к вниманию и терпению. У детей совершенствуется ручная умелость, формируется умение творческого воплощения собственного художественного замысла, развивается эстетический вкус.
В целях стимулирования у детей творческого интереса рекомендуется использовать различные формы фиксации продуктов детской творческой деятельности в виде выставок. Воспитатель может создавать специальные папки или альбомы, в которые помещаются самые интересные и удачные работы, выполненные детьми. Все это помогает ребенку направлять свое воображение на создание законченных и оригинальных образов, продуктов и произведений.
План работы кружка
1. Знакомство с вышивкой.
2. Знакомство с предметами для вышивания.
3. Подготовка к вышиванию (организация рабочего места для вышивания).
4. Путешествие в страну рукоделия.
5. Знакомство с видами швов (уроки-иголочки).
6. Вышивка на бумаге (по заранее намеченным точкам).
7. Вышивание на ткани.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная задача кружка «Умелые ручки» заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста укрепление мелкой моторики рук, трудовых знаний, умений и навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса.
Главная цель кружкового занятия «Умелые ручки» для детей - изготовление определенного объекта труда. Поэтому целесообразно строить занятия так, чтобы на каждом из них ребята занимались производительным трудом осмысленно и творчески.
Занятия вышиванием у детей старшего дошкольного возраста, включающие изготовление поделок в различных техниках позволяют ребенку отразить в создаваемых работах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
Современный взгляд на воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. Основная цель воспитателя - создание условий для укрепления мелкой моторики рук. И в данном контексте кружковые занятия по обучению вышиванию, способствуют развитию и укреплению мелкой моторики рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Вышивание способствует развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполняя различные стежки кисти рук ребенка, приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Занятия вышиванием детей старшего дошкольного возраста, включающие изготовление поделок в различных техниках позволяют ребенку отразить в создаваемых работах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антакова-Фомина, Л. В. «Связь пальцевой моторики и речевой функции» — М. : Издательство «Просвещение», 2015. – 167 с
2. Кольцова, М. М. «Двигательная активность и развитие функций головного мозга ребёнка». / М. М Кольцова. - М., Изд: Педагогика, 2014.- 66с
3. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский Собр. соч. В 6 т. – М., 2016.- 156 с.
4. Дошколенок. ru - cайт для воспитателей детских садов [Электронный ресурс]. https:// www.dohcolonoc.ru
5. Гаврина, С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику. / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинина– Спб: Питер, Изд. : АСТ, 2010.- 35с
6. Ереминко, Т. - Вышивка. Техника. Приемы. Изделия. - Москва. Аст - Пресс. 2012.- 48с.
7. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье [Электронный ресурс]. https:// www.doshvozrast.ru Исенина Е. И. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Орел: Изд-во ОГПИ, 2012. – 119с
8. М. Максимова, М. Кузьмина «Вышивка первые шаги» - Москва. ЗАО издательство Эксмо. 2013- 88с
9. Прохорова, Л. Н. «Развиваем мелкую моторики рук». - Дошкольное воспитание. - 2016 №5. стр. 46с
10. Комарова, Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников : Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 128с
11. Новикова, И. В. Обучение вышивке в детском саду : Академия развития, 2010. – 80с