Лобыкина Елена Викторовна
Отчёт по проекту «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В начале нового учебного года мной был выбран проект : «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста» и была поставлена
цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Публикация «Отчёт по проекту „Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Животные. Оригами для детей
- Мышки. Оригами
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Задачи: знакомить детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., базовыми формами оригами). Формировать умение следовать устным инструкциям. Обучать различным приемам работы с бумагой. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитывать интерес к искусству оригами. Расширять коммуникативные способности детей. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В течение 2017-2018 уч. года проводилась работа с детьми по оригами, дети занимались с желанием 1 раз в неделю по 20 минут. Свою работу по теме проекта начала с его разработки, в которую вошли такие разделы: изучение методической литературы, работа с детьми, самореализация, работа с семьёй.
С сентября по май изучала и взяла в помощь при работе следующую методическую литературу: Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома»; Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги»; Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги»; Коротеев И. А. «Оригами для малышей»; Соколова С. В. «Школа оригами», Сержантова Т. Б «Оригами базовые формы»; Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка».
В процессе работы с детьми в групповой комнате организовали место для поделок из оригами рядом с детскими конструкторами, дали название «Волшебная бумага», поставили контейнеры: с заготовками для будущих работ детей, для готовых работ.
Проведённая в начале учебного года диагностика детей показала, что:
Умение принять цель: 52% - сформировано, 48% -сформировано частично.
Умение организовать рабочее место: 56% - сформировано,
44% - сформировано частично.
Сформированность умений и навыков в художественной деятельности:
26% -сформировано, 76% - сформировано частично.
Творческий характер деятельности: 24% - сформировано, 48% - сформировано частично, 44% - не сформировано.
Умение работать по операционным картам, схемам: 100% - не сформировано.
Результативность и самостоятельность в достижении результата:
40% - сформировано частично, 60% - не сформировано.
Сделав выводы по диагностике, составила план работы с детьми с октября по май, подготовила конспекты, создала игровой персонаж – волшебный квадратик, который был непосредственным участником работы с детьми. Создала папку со схемами конструирования из бумаги, папка размещена в уголке оригами, в свободном доступе для детей.
Детям нравится заниматься оригами. Первое знакомство с искусством оригами было посвящено его истории. Какие же навыки и способности развивает оригами у детей?
- Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- Способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на
процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы изготовить поделку,
должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы
складывания бумаги;
- Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у
ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со
словом (объяснение приемов складывания) и перевод значения слов в действия (самостоятельное выполнение работы);
- Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- Имеет огромное значение для развития конструктивного мышления,
творческого воображения, художественного вкуса;
- Составление тематических композиций способствует развитию
композиционных навыков;
- Использование такого приема, как предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной картам и по схеме способствует развитию речи, становлению навыков планирования своей работы, умения последовательно ее выполнять.
Созданы коллективные работы, их помещали на выставку, чтобы дети и взрослые могли полюбоваться готовыми изделиями: «Снежинки», «Цветы для мам», «Улица родного города», «Весёлые рыбки», «Машина», «День космонавтики», «Раз, два, три, лодочка плыви», «Весенние букеты», «Бабочки», «Цветик-семицветик». В индивидуальных выставках детских работ также присутствуют поделки из оригами.
Родители ответили на вопросы анкеты по оригами. Вывод: большая часть родителей заинтересованы в работе по данной теме, но недостаточная осведомленность о приемах изготовления поделок оригами. Для этого необходимо: провести индивидуальные беседы, консультации, мастер-классы, выставки поделок.
В течение года родители познакомились с консультациями «Что такое оригами?», «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей у детей». Для каждой семьи был подготовлен буклет «Оригами – через игру к творческому развитию», который помог получить родителям небольшую информацию о значении оригами. В январе проведён мастер-класс для родителей по оригами «Собачка». С помощью презентации «Оригами в детском саду» я рассказала родителям о необходимости и важности занятий оригами с ребенком дома, у детей развиваются такие качества как терпение, аккуратность, усидчивость; познакомила родителей с одним из способов развития у ребенка тонкой моторики пальцев рук.
Родители учились в совместной деятельности с воспитателем поэтапно изготавливать оригами «Собачка».
Провели выставку детско-родительских работ «Мы любим оригами». Активным родителям объявили благодарность за сотрудничество в работе с ДОУ, которую поместили в родительский уголок. На выставке детских фотографий «Мы любим оригами», родители могли увидеть своих детей в процессе работы по изготовлению поделок из оригами и готовые изделия, выполненные детьми.
С целью расширения предметно-пространственной организации жизни детей в ДОУ, провела консультацию для воспитателей : «Использование оригами в предметно-развивающей среде в дошкольном образовательном учреждении». Педагоги познакомились со способами насыщения предметно-развивающей среды фигурками из оригами в уголках-микроцентрах для самостоятельной деятельности детей. Также для педагогов проведён мастер-класс «Изготовление сказочного персонажа в технике оригами», цель которого заключалась в расширении знаний педагогов в вопросах использования техники оригами в творческой деятельности детей.
С октября по май создавался фотоальбом «Вот что мы умеем». В него вошли фотографии детей по созданию поделок из оригами. Дети с удовольствием его просматривают, вспоминают процесс изготовления и выполняют поделки снова, опираясь на карты-схемы.
В мае проведена итоговая диагностика детей по оригами :
Умение принять цель: 100% - сформировано.
Умение организовать рабочее место: 91,7% - сформировано,
8,3% - сформировано частично.
Сформированность умений и навыков в художественной деятельности:
100% - сформировано.
Творческий характер деятельности: 66,8% - сформировано; 33,2% - сформировано частично.
Умение работать по операционным картам, схемам: 41,5% - сформировано; 58,5% - сформировано частично.
Результативность и самостоятельность в достижении результата:
58,5% - сформировано; 41,5% - сформировано частично.
Подводя итог вышесказанному, можно ещё раз сделать вывод о большой значимости занятий оригами для развития детей, поскольку нет, пожалуй, ни одной сферы развития личности, на которую бы они не воздействовали.